?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Еще до всяких интернетов Федор Михайлович Достоевский завел себе  то, что теперь называют блогом. Назывался он "Дневник писателя" и имел обычное для блога содержание - мысли, заметки, воспоминания, короткие литературные произведения, полемику и т.д. Много места в "Дневнике" уделено политике (как раз шла война за освобождение болгар), причем - нынешним блогерам на заметку - как раз политические опусы Достоевского выглядят откровенно слабыми, поверхностными и наивными, а его несмелые пророчества вызывают лишь улыбку (чего стоят только его вангования о всемирном католическом заговоре!). Но - среди сделанных им прогнозов есть один, сбывшийся почти со стопроцентной точностью.



Итак, ноябрь 1877 года, глава III.
Достоевский размышляет о том, что будет с освобожденными славянами по окончанию турецкой войны.

"...по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, - у них характер в этом смысле как у всех, - а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают, Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, "имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени". Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, - коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение несчастных народностей, - эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как вы думаете? Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как устроятся, - признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для освобождения их, решите-ка это? Да ни за что на свете не признают! Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию; сплетничать на нее и интриговать против нее. О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению. Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая осебе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель президента совета министров. России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит - Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство. Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море. России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае"

Вот когда говорят: как в воду смотрел. Будучи неважным "политологом", Достоевский, однако же, хорошо знал людскую психологию - это едва ли не единственный настоящий психолог среди писателей,  - благодаря чему он легко спрогнозировал поведение болгар после их освобождения русскими от турок. В 1-ю мировую болгары были в лагере врагов России; во 2-ю так же; сейчас они состоят в НАТО и в случае чего будут помогать американцам нас добивать. Да только ли болгары! Молдавские историки всячески идеализируют пребывание своей страны под турками - как и предсказывал Достоевский (он относил это к славянам, но сам же указывал, что не в славянах тут дело, а в натуре человеческой - "такие вещи на свете иначе и происходить не могут"). А высеры свидомых об извечно европейской Украине и варварской кровожадной финно-татарской Московии - те прямо как будто из "Дневника" и списаны...

Почему так происходит? Потому что быть благодарным очень трудно. Благодарность обязывает. И чем больше полученный тобою дар или оказанное тебе благодеяние, тем тяжелее твоя ноша. Закон человеческой психологии гласит: получил дар - должен отдариваться. Если не можешь отдариться - попадаешь в зависимоть от благодетеля.

Именно так сформировалось классовое общество (есть даже такое понятие в истории первобытности - "экономика дарения"): когда у некоторых людей появился излишек продукта, они, следуя императиву первобытного коммунизма, делились с соплемнниками, "одаривали" их. Но, поскольку далеко не все могли "отдариться", то все большее число людей попадало в зависимость от дарителей ("бигменов", по англоязычной терминологии). В итоге первобытное равенство сменилось классовым, иерархическим обществом.

Россия не раз спасала целые народы: болгар, армян, грузин... Да тех же украинцев при Хмельницком... А сколько народов освободила она от фашизма? Казалось бы, она заслужила хотя бы слова признательности? "Нет, - отвечают спасенные и освобожденные, - ты нас не спасала. Ты нас завоевывала и оккупировала". Что самое интересное - доля правды есть в обоих позициях. Ибо спасать, помогать, благодетельствовать - значит одновременно, пусть и бессознательно и помимо воли, ставить в подчиненное себе положение того, кого ты спас, кому ты помог, кого ты облагодетельствовал.

А спасенному это не нравиться. Быть благодарным очень тяжело. Вот и пытаются они убедить - не столько Россию, сколько себя, - что ничем России не обязаны.

Но спасать их России все равно еще придется. Потому что, кажется, больше просто некому.

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
ep_malvina
Feb. 22nd, 2015 07:20 am (UTC)
Достоевского перечитать (хоть и в тысячный раз) интересно.
biskamja
Feb. 22nd, 2015 09:09 am (UTC)
Я осилил только записки из мертвого дома.
(no subject) - ep_malvina - Feb. 22nd, 2015 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Feb. 22nd, 2015 09:34 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
tipaeto
Feb. 22nd, 2015 08:21 am (UTC)
Знал. Бесы!
(no subject) - m0rlok - Feb. 22nd, 2015 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Feb. 22nd, 2015 09:39 am (UTC) - Expand
zejmianskij
Feb. 22nd, 2015 07:49 am (UTC)
когда-то, лет 30 назад
один мой товарищ, тоже студент(только из Болгарии) меня однажды спросил: Сколько мы должны быть вам ещё благодарны? Автор, любая маленькая страна просто хочет спокойно и сытно жить. Это империям, особенно одряхлевшим, постоянно что-то надо доказывать. А уж если в самой империи почти 100 лет планомерно "гнобят" умных и способных..
Да, речь у Достоевского, весьма противоречивого, шла вовсе не о большевистской России. В 17м висел бы голубчик, как и все, вместе с Суворовым и Кутузовым.

Edited at 2015-02-22 07:54 am (UTC)
tanyamarch
Feb. 22nd, 2015 08:00 am (UTC)
Re: когда-то, лет 30 назад
Спокойно и сытно жить? Ну так и жили бы себе... болгары - под турками, Украина - под немцами (что в 20-х годах, что в 40-х прошлого аека). А что чехам и полякам, и французам под немцами не жилось? А сейчас что им всем спокойно не живется? Зачем им, спокойным и сытым, очередной "дранг нах Остен"? Умники...
(Deleted comment)
Re: когда-то, лет 30 назад - (Anonymous) - Feb. 22nd, 2015 08:47 am (UTC) - Expand
Re: когда-то, лет 30 назад - zejmianskij - Feb. 22nd, 2015 10:38 am (UTC) - Expand
Re: когда-то, лет 30 назад - m0rlok - Feb. 22nd, 2015 09:05 am (UTC) - Expand
Re: а не надо ждать халяву - m0rlok - Feb. 22nd, 2015 10:38 am (UTC) - Expand
Re: так и знал - zejmianskij - Feb. 22nd, 2015 10:40 am (UTC) - Expand
Валентина Полешова
Feb. 22nd, 2015 08:11 am (UTC)
Огромное спасибо за Достоевского.Какой ясновидец! Как всё актуально! Хорошо бы и нашей либеральной оппозиции прислушаться к голосу великого писателя.
muennich
Feb. 22nd, 2015 09:58 am (UTC)
Боюсь, что не прислушаются
angryangrybobe
Feb. 22nd, 2015 08:14 am (UTC)
Дневник писателя.
Это не Достоевский себе завел. А любой более менее приличный писатель вел такие записные книжки, где записывал кратко сюжеты, ситуации и т.д.. Зап книжки писателя - необходимый мнструмент пишущей братии и наиболее интересный для читателя. Очень интересные например у Вересаева.
muennich
Feb. 22nd, 2015 09:47 am (UTC)
Re: Дневник писателя.
Да, но "Дневник" Достоевский издавал и распростанял

Edited at 2015-02-22 09:47 am (UTC)
Re: Дневник писателя. - angryangrybobe - Feb. 22nd, 2015 10:32 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Feb. 22nd, 2015 08:30 am (UTC)
Ого!

Мало неблагодарных болгар и югославов, мало неблагодарной Восточной Европы.

Есть еще куча и своих неблагодарных. Их тоже не надо было защищать от Наполеона и Гитлера, кайзера Вильгельма и великого похода 14 держав. Может быть и татарское иго по ночам снится. Кто угодно, лишь бы не большевики и Сталин.
Не учатся люди истории
(Anonymous)
Feb. 22nd, 2015 08:38 am (UTC)
конечно! как мы такие-эдакие посмели что-то сказать в сторону всея великия и малыя!!!))) Ваша Раша без субъектов и автомомий, коих вы насобирали великую кучу и держите в страхе и узде- кусок земли населенный в большинстве своем маргиналами и олигофренами, на фоне которых голос настоящих русских, умных и здравомыслящих людей не слышен абсолютли! И что вам неимется, заботливые вы наши! о себе побеспокойтесь, а то сопьется ваш народишко и все тут!
m0rlok
Feb. 22nd, 2015 09:09 am (UTC)
ага)
только из Украины (например) эти субъекты вырываются при первой возможности и бегут в Россию)
вот такие они - загадочные и непредсказуемые)
(no subject) - muennich - Feb. 22nd, 2015 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - m0rlok - Feb. 22nd, 2015 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Feb. 22nd, 2015 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Feb. 22nd, 2015 10:17 am (UTC) - Expand
alejorojas
Feb. 22nd, 2015 08:46 am (UTC)
не придется
не придется России никого спасать

спасает Господь - Спаситель

Он же и карает - кого решит покарать, того и Россия не спасет

есть ощущение - что украинцы привлекли к себе Его гневное внимание

тогда Россия может даже не начинать беспокоиться о спасении неразумных....

невозможно это

Edited at 2015-02-22 08:46 am (UTC)
(Anonymous)
Feb. 22nd, 2015 09:04 am (UTC)
Re: не придется
Старый русский анекдот:"Сидел ка кто трехголовый Змей Горыныч,отдыхал после обеда.Одна голова(белорусская)и говорит другой(русской);-Слышь голова,а третья то голова за щеку берет!-Да и хрен с ней,только бы на задницу не раскрутилась."
Олег Гордеев
Feb. 22nd, 2015 08:49 am (UTC)
Все рассуждения Достоевского
Исчерпываются фразой "насильно мил не будешь". Но Достоевский привык получать деньги построчно, потому даже в дневнике не мог коротко выразить простые мысли.
look_y
Feb. 22nd, 2015 09:12 am (UTC)
Re: Все рассуждения Достоевского
Не исчерпываются. Когда в подворотне грабят человека и хотят его убить, то оказывая ему помощь, ты что, насильно хочешь стать ему мил? Извращение сознания называется
shelishell
Feb. 22nd, 2015 09:01 am (UTC)
Достоевский все-таки гений. И непревзойденный психолог, это точно, за что и обожаю его книги . Вот наградила природа талантами
muennich
Feb. 22nd, 2015 10:12 am (UTC)
Да, так глубоко в душу человеческую мало кто проникал
( 57 comments — Leave a comment )