?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Столкнулся с любопытным смысловым совпадением. Последнее время я много резонерствовал в своем блоге о рае на земле. Устав от бесплодных мудрствований, я решил пересмотреть один из моих любимых отечественных фильмов - "Бумер. Фильм Второй". А по окончанию просмотра случайно узнал из Сети, что рабочее название этой ленты звучало именно как "Бумер. Рай на земле".

В окончательное название фильма упоминание о рае не вошло. Режисеру и сценаристам хватило художественного чутья не раскрывать столь прямолинейно и топорно один из основных посылов фильма, что, конечно же, очень хорошо.

Бумер-2 - фильм многослойный. При первом приближении он выступает простым продолжением первой части, криминальной драмой. Он полностью сохраняет в себе элементы эстетизации и романтизации уголовщины, при этом ничуть не уступая первой части по бытовой достоверности: сцены тюремной жизни, "разборки" показаны очень добротно, а беседа главного героя с молодой бандитской порослью производит впечатление документальной съемки. Милиционеры все сплошь упыри - верность воровскому мировоззрению сохранена в полной мере. Во-вторых, Бумер-2 развивает тему межчеловеческих отношений, начатую в первой части: в той речь шла о мужской дружбе, здесь же поднимается тема любви. Далее, Бумер-2 можно понять как ремейк ставшего классическим в кинематографе сюжета о попытке вышедшего на волю человека начать новую жизнь ("Калина Красная", "Путь Карлито"). Но есть в нем еще одна идея, в которой, как в плавильном котле, все упомянутые выше темы растворяются, а затем отливаются в новые формы, так что в итоге вместо повторения уже много раз сказанного и снятого получается совершенно новое произведение. Не сказать, что шедевральное, но и не безынтересное.

Как и в первом фильме, герои большую часть времени проводят в дороге. Однако характер движения значительно меняется. Заметно, что в первой части "бумер" двигался чаще всего (по отношению к зрителю) слева направо или в глубину экрана. Во второй части, хоть и с исключениями, машина идет "из экрана на зрителя" и справа налево. Это подчеркивает и усиливает мотив возвращения героя - он как будто движется по той жедороге, что и раньше, но уже в обратном направлении. Далее, если в первом фильме герои ехели без четкой цели, просто спасаясь бегством, то в Бумере-2 Кот и его попутчица приобретают, хоть и не сразу, цель своего путешествия. Преследование остается, но как бы отходит на второй план - вплоть до самого финала.

Меняется и характер пейзажа: уходят индустриальные и урбанистические мотивы, становится много пейзажей природных. Точнее, одного пейзажа: широчайшая безлюдная степь с чахлой растительностью, освещаемая багровым солнцем и продуваемая всеми ветрами. Как будто наглядный пример нашей страны, по которой, как говорили наши предки, хоть год скачи - ни до какой границы не доедешь.

Если это не ад, то на чистилище вполне себе тянет. Герои ищут выхода из него, чтобы выйти на дорогу, ведущую в рай.

Рай они мысленно помещают там же, где его чаяли увидеть все  русские люди  - на теплых морях. Характерно, что Кот, поначалу скептически воспринявший Дашкину мечту, - "Рая на земле не бывает, запомни", уже в следующей реплике называет его возможную локализацию ("Индия? Африка? Или Рио-де-Женейро?"). Вскорости Африка упоминается им во второй раз, правда с привнесением явно индийского элемента ("в Африку на слонах кататься" - на африканских слонах не сильно-то покатаешься, это тебе не индийские симпатяги).

При этом, стремясь в райские страны, герои отнюдь не становятся ненавистниками собственной страны, они с удовольствием взяли бы с собой ее всю - "и Байкал, и Камчатку, и Мурманск". Парадоксальная идея "эмиграции с землей" была реализована в зазеркальном феврале 2014 года, когда крымчане сбежали в Россию, прихватив с собой свой полуостров. Не потому, что Россия стала вдруг раем, а потому что Украина превратилась в ад....

Главную проблему земного рая озвучивает еще в начале фильма несчастный Дашкин брат: в раю тоже нужны деньги. Поскольку зарабатывать их честно герои фильма не хотят или не могут, то перед ними встает нравственный выбор: они могут добыть деньги привычной для них уголовщиной, и тогда они таки попадут в рай на земле - но рай настоящий, небесный, будет для них закрыт. Если же поставить себе целью достичь небесных чертогов Предвечного Отца, то нужно отречься от рая земного. Каждый из них делает свой выбор. И если о судьбе Даше можно только гадать, то Кот, выполнив условие "положить душу свою за други своя", все-таки попадает в то место, где "очень спокойно".

Пытаясь спасти свою безбашенную подругу, Кот берет на себя функцию ее брата, невольным виновником гибели которого он стал. Он как бы искупляет свою непреднамеренную вину. Димон, тоже мучающийся чувством вины, пробует искупить ее, вытащив из тюрьмы Кота, но при этом косвено становится виновником смерти невинного человека. В конце концов выясняется, что искупить вину до конца можно только кровью, - опять-таки "душу свою за други своя".

Если вспомнить, что мотив искупления и самопожертвования является одинм из главных в христианстве, то придется признать, что "Бумер. Фильм Второй" - один из самых религиозных в российском кинематографе. Во всяком случае, в нем куда больше христианского духа, нежели нарочито религиозных "Острове" или "Попе".

Ну, а можно ли попасть в рай на земле, не утратив надежды на рай небесный? Будем надеяться, что все-таки можно. В конце концов, милосердие бога, говорят, безгранично.