?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О "Домострое" хотя бы краем уха слышали все образованные люди, - по крайней мере те, кто успел получить образование в страшном тоталитарном Советском Союзе. Наиболее продвинутые назовут в качестве автора протопопа Сильвестра, наставника Ивана Грозного (ремейк сюжета "Сенека и Нерон"). Кое-то кто уточнит, что "Домострой" начал создаваться еще до Сильвестра, в Новгороде конца XV  столетия и что Сильвестр выступил, самое большее, редактором.

Но мало задумывается, что означает слово "Домострой" и откуда оно взялось.

А ведь это - ничто иное, как буквальный перевод греческого слова "экономика" - наука о ведении домашнего хозяйства.
Действительно, если не полениться взять в руки "Домострой" и прочитать его внимательно, то нетрудно убедиться, что большая его часть посвещена чисто хозяйственным рекомендациям: как хозяину или же его приказчику припасы и иной товар закупать, как себе на расход купить товар заморский, как дома разводить скотину, как заготавливать запасы летом и зимою, как сохранить припасеный впрок постный припас, как огородом заниматься , как деражть сено для лошадей, как распоряжаться ключниками, слугами, поварами, мастерицами и т.д. и т.п. Приводимые советы очень подробны и конкретны: "А бобра купи у купца целиком, а то два или три или сколько хочешь, да и сшить отдай: дома на все пригодится, а с рубля полтина останется". Или "У торговца мясом, что потребуется, не всегда купишь, но денег дай вперед; всякий товар запасать, только когда завоз, это дешево: хоть и сейчас не нужно, но тогда и купи - и покроешь нужду свою, а чего запасешь с избытком, на том деньги придут с прибылью". В общем, прочитав первый раз эту книгу, я воскликнул: "Я все понял. Давайте мне дом!"

Конечно, речь в Домострое идет явно не о простом доме. Упоминание земель, угодий, слуг, ключников, мастерских, поваров указывает на то, что Сильвестр (будем продолжать условно считать его автором) дает курс экономики боярской (или очень богатой купеческой) усадьбы. Эта усадьба представляла собой основную ячейку феодальной экономики - точно так же как ячейкой нынешней экомиики является фирма.

То есть, после уточнения, можно сказать так: "Домострой" - это микроэкономика развитого феодализма.

Разумеется, никакя экономическая наука не бывает без своей идеологии, и Домострой - не исключение. Угадать его идеологию нетрудно: повинуйся царю, почитай отца с матерью, кланяйся иконам (есть даже глава с основами комнатного дизайна - как лучше развtсить дома образа), оказывай уважение священникам и монахам. Как и в "Протестантской этике" Вебера, в православном Домострое благополучие дома и семьи оцениваются как знак того, что ты правильно жил и верно служил Господу. Уже этим "Домострой" резко выделяется из других православных наставлений, в которых материальный достаток расценивался скорее как признак неправедной жизни.

Нам сейчас такая идеология кажется, мягко говоря, устаревшей, но по формально-логическим признаком она ничуть не хуже той идеологии, которая царит в том же "Экономиксе", составители которого яростно пропагандируют неолиберализм и грозят анафемой и разорением всем, кто их идей не разделяет. Чего стоит одно только оправдание спекулянтов билетами или диферамбы по поводу особых, высших людей - предпринимателей, которых все должны вылизывать до самых гланд.

А вообще неплохо было бы, что бы кто-нибудь составил подобный Домострой для современных домохозяйств - разумеется, с учетом нынешних реалий. И чтобы идеологию подвел какую-нибудь подходящую, потому такова уж потребность у человека - жить не просто так, а во имя чего-то. Но чтобы и разъяснил на пальцах, как лучше вести домашние дела. А то порой в ужас приходишь, глядя, как люди, одержимые завистью и стремлением перещеголять друзей либо соседей, влезают в неоплатные долги, становятся вымогателями и мздоимцами.... Для них, впрочем, подошло бы изречение из уже имеющегося Домостроя:

"Если же кто, не оценив себя и не рассчитав добра своего, ремесла и прибыли, или государева жаловаzья и добытка законного, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором, а в лихое время никто ему не поможет: от безрассудства своего пострадает, да и от Бога грех, а от людей насмешка".

Да, нужен, нужен народу новый Домострой

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
apofegma28
Feb. 27th, 2015 07:07 pm (UTC)
Домострой - это не экономика, это домоводство.
Стране, которая не смогла за 1000 лет создать эффективной экономики, не надо составлять экономических советов.
Уже страна Советов насоветовала всяким Кубам и Северным Корееям, как экономику вести.
Не надо.
mergasha
Feb. 27th, 2015 07:18 pm (UTC)
Хуйню городите.
yabarmalei
Feb. 27th, 2015 07:37 pm (UTC)
не перечь,это экономист из гарварда или оксфорда,он щас научит жить:-)
mechrazum
Feb. 27th, 2015 07:53 pm (UTC)
Браво! Брависсимо!!
muennich
Feb. 27th, 2015 10:29 pm (UTC)
Но ведь буквальный перевод "экономики" с греческого как раз и есть "домоводство"
statistiki
Feb. 27th, 2015 07:09 pm (UTC)
А я читала Домострой. Мне вообще кажется, что великолепное руководство, причём актуальное до сих пор.
Избранные цитаты:

"А в повседневном своем хозяйстве: и в лавке, и во всяком товаре, и в кладовой, и в комнатах, и во всяком дворовом припасе или деревенском, и в ремесле, и в приходе-расходе, в займах-долгах,- все заранее распределить, а потом уж и жить, хозяйство ведя согласно приходу и расходу. "

" Если же держат людей у себя не по средствам, не по достатку, а потому и не могут удовлетворить их едой и питьем и одеждой, или таких, что ремесла не знают и пропитаться сами не могут,- придется слугам таким, мужику или женке, или девке, поневоле, горная красть, и лгать, и блудить, а мужикам еще грабить и красть, и в корчме выпивать, и всякое зло чинить,-таким неразумным господину и госпоже от Бога грех, от людей насмешка, и житье без соседей, от судей же пеня, разорение дому, да и сам обнищает за скудость ума. А все потому, что каждому человеку следует слуг держать по добытку-доходу, столько, сколько можно их прокормить и одеть и во всем остальном удоволить их, да в страхе божьем и в поучений добром всех их держать"
muennich
Feb. 27th, 2015 10:33 pm (UTC)
Да, книга поучительная. Вообще в многих древних книгах можно встретить места, актуальные даже для дня сегодняшнего.
dmitrydemyanyuk
Feb. 27th, 2015 07:11 pm (UTC)
Последний кто хотел нечто подобное создать был убит большевиками.
muennich
Feb. 27th, 2015 11:05 pm (UTC)
Простите, эрудиции не хватает: вы о ком говорите?
dmitrydemyanyuk
Feb. 28th, 2015 10:39 am (UTC)
Столыпин
old_extremist
Feb. 27th, 2015 07:14 pm (UTC)
Свобода нужна. И от "домостроев", и от замшелых "традиций" и "моралей". Каждый сам для себя и сам по себе - вот единственный приемлемый вариант.
Доктор Фаркус
Feb. 27th, 2015 07:46 pm (UTC)
Каждый сам для себя и сам по себе
Была уже такая свобода, а потом твои предки слезли с деревьев.
old_extremist
Feb. 27th, 2015 08:22 pm (UTC)
Как раз тогда-то свобода была невозможна - на мамонта с копьем в одиночку не поохотиться.
А вот развитие науки и технологий - как раз и сделало свободу возможной.
volchanski
Mar. 1st, 2015 07:50 am (UTC)
а что, простите, сделало возможным развитие науки и технологий? и как такие возможности в целом коррелируют с уровнем развития экономики государства?
old_extremist
Mar. 1st, 2015 06:19 pm (UTC)
Накопление знаний. Стремление человеческого разума к познанию и могуществу.
Всевозможные же традиции сему лишь мешали и мешают. Равно как и современные государства, основное занятие которых - обирать успешных и покупать подачками лояльность балласта.
muennich
Feb. 27th, 2015 11:07 pm (UTC)
Может, оно и не плохо бы так было, но не получится: человек существо общественное, как ему самому по себе жить?
old_extremist
Feb. 28th, 2015 05:35 am (UTC)
Не всякий человек.
Правильнее будет сказать так: есть Люди (хомо сапиенсы, разумные индивиды), и есть бараны о двух ногах, человеки стадные. Вторых, увы, большинство, но ориентироваться-то нужно не на баранов, а на сапиенсов.
leninka_ru
Feb. 27th, 2015 07:19 pm (UTC)
Взять в руки и перечитать? Нелишне. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003628713#?page=17
muennich
Feb. 27th, 2015 11:09 pm (UTC)
Хорошая ссылка, спасибо
earlyhawk
Feb. 27th, 2015 07:30 pm (UTC)
"— Вам не надобно было вести жену в участок и класть под чужие розги, а посечь ее самому, и как следует. Мой муж никогда не водит меня в участок.

— Он часто вас сечет?

— Раз в неделю. По субботам.

— Часто. Есть за что?

— Ну… знаете… грех всегда найдется. Но между нами говоря — есть за что.

— Ха-ха-ха! Вы зело откровенны!

— Грех-то сладок, как говорится. Я женщина слабая, а нечистый искусен в сетях своих.

— Знамо дело. Не согрешишь — не покаешься.

— Святая правда!

— Но, честно говоря, раз в неделю… сие как-то… больно часто!

— Ничего, я привыкла.

— А тело ваше, простите, тоже привыкло?

— Меня пробить не просто. Да и хорошие снадобья имеются. Мази.

— И вы не держите зла на муженька?

— Что вы! Бьет — значит любит. А потом — он же не дерется, как пьяный, а розгою сечет, как по «Домострою» уложено. Мама моя вон мне обзавидовалась: в ихние времена-то смутные сечь жен не положено было, потому как безбожною Россия была. Мама говорит: «Ежели б меня отец твой покойный сек по субботам, мы бы сейчас жили в трехэтажном доме»."
mikhailc
Feb. 27th, 2015 07:48 pm (UTC)
Сорокин?
earlyhawk
Feb. 27th, 2015 08:01 pm (UTC)
Хоть Маркиз де Сад.

Циркулирующая в домострое идея передана весьма атмосферно, и без искажений.

Вы ведь читали оригинал, последней редакции? Я о домострое.
(Deleted comment)
muennich
Mar. 31st, 2015 01:33 pm (UTC)
Акбар, прежде чем поучать, просчитайте внимательно заглавие. Там не сказано "О Домострое", сказано "О необходимости Домостроя". У вас аграматия? Поэтому у вас и журнал пуст? Так дорастите, прежде чем лезть с советами к серьезным людям. Бан вам для начала.
mikhailc
Feb. 27th, 2015 07:46 pm (UTC)
Книга была написана для бояр ( как справедливо отмечено в тексте) и для большинсва населения тогда могла быть чем-то, сродни книге... " О вкусной и здоровой пище" во времена СССР - как красивый рассказ о том, чего нет.
К чему вообще обсуждать такие тексты? Все-же общество должно двигаться вперед, к демократии ( понимаем под ней - что ценностным содержанием должна быть наполнена жизнь не 5-10% "богоугодных бояр" а 100% населения)
( 25 comments — Leave a comment )