?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Маразм крепчает

Человечество стареет - это знают все. Увеличение продолжительности жизни параллельно с падением уровня рождаемости, дающие характерный перекос в демографических возрастных пирамидах - притча во языцах. Мало кто задумывается над тем, что человечество заодно впадает в маразм - и не в переносном, а в буквальном, медицинском смысле слова.

Много лет назад циничный гений и мрачный юмор Джонатана Свифта открыли ему проблему, с которой человечество столкнулось лишь на рубеже третьего тысячелетия.

Это - струльдбруги. Их уже очень много на планете Земля, и с каждым годом становится все больше. Возможно, мы с тобой, читатель, станем одними из них.


В отличие от обитателей свифтовского Лаггнегга, нынешние струльдбруги не обладают ни родимыми пятнами, ни бессмертием. Однако, еще даже не успев получить дары бессмертия, человечество уже успело столкнуться с теми проблемами, которыми оно чревато и которые предвидел сверхчеловеческий провидец Свифт.

Социальный и научной прогресс существенно продлил продолжительность человеческой жизни  - пока что только в развитых странах, но это вопрос времени. Увы, в основном продление жизненного срока происходит за счет сенильного (старческого) периода. И сколь бы мы не тешили люди себя фантазиями о том, что в наше-де время люди стареют позже, чем раньше,  стрелки биологических часов по-прежнему продолжают свой неумолимый ход, в положенный срок превращая нас в немощных стариков.

В стариков, которым пора умереть, но которые не умирают.

"Вопрос, стало быть, не в том, предпочтет ли человек сохранить навсегда свежесть молодости и ее спутников - силу и здоровье, а в том, как он проведет бесконечную жизнь,подверженную всем невзгодам, которые приносит с собой старость" (Д. Свифт)

И все бы ничего, если бы не одно обстоятельство.

В начале прошлого века было совершено очередное непреднамеренное открытие. Как Колумб, ища обходных путей в Индию, наткнулся на Антильские острова, так немецкий психиатр и невропатолог Алоиз Альцгеймер, разыскивая в посмертных мозговых препаратах патоанатомический субстрат "раннего слабоумия" (позже его переименуют в шизофрению) обнаружил сенильные бляшки, состояще из амилоида и разрушенных отростков нервных клеток, а так же нейрофибриллы - жгутики и клубки, лекго выделяющиеся при импрегнации серебром. Этим микроспопическим изменениям на макроскопическом уровне соответствует атрофия мозга, а на клиническом - симптомокомплекс с нарушением ориентировки, внимания, концентрации, памяти и поведения, получивший красивое, но страшное название - деменция.

Разновидностей деменций очень много. Что называется - на любой вкус. Какие из них хуже? Все хуже. Бывает, что деменция стартует  так остро, что близкие могут назвать чуть не точную дату начала болезни. Но чаще она начинается исподволь, так что сначала даже специалисту трудно понять, в какой момент  "нормальное" старческая чудачество, ворчливость, забывчивость перекипает в полноценный патологический процесс.

"По достижении восьмидесятилетнего возраста, который здесь считается пределом человеческой жизни, они не только подвергаются всем недугам и слабостям, свойственным прочим старикам, но бывают еще подавлены страшной перспективой влачить такое существование вечно. Струльдбруги не только упрямы, сварливы, жадны, угрюмы, тщеславны и болтливы, но они не способны также к дружбе и лишены естественных добрых чувств, которые у них не простираются дальше чем на внуков. Зависть и немощные желания непрестанно снедают их, причем главными предметами зависти являются у них, по-видимому, пороки молодости и смерть стариков. Размышляя над первыми, они с горечью сознают, что для них совершенно отрезана всякая возможность наслаждения; а при виде похорон ропщут и жалуются, что для них нет надежды достигнуть тихой пристани, в которой находят покой другие" (Д. Свифт).

Главный симптом - расстройство памяти. Но к нему нередко присоединяются и другие - депрессия, бред, галлюцинации. Нередки и случаи агрессии. "Тихие" деменции, ограничивающие чисто мнестическими расстройствами, можно считать еще большой удачей - если не для самих больных, то, по крайней мере, для их родственников.

"Наименее несчастными среди них являются впавшие в детство и совершенно потерявшие память; они внушают к себе больше жалости и участия, потому что лишены множества дурных качеств, которые изобилуют у остальных бессмертных" (Д. Свифт).

Первой страдает краткосрочная память: больные теряют способность воспринимать и хранить новую информацию. Затем постепенно начинает разрушаться память на давние события, причем стирание информации происходит в обратном хронологическом порядке - от настоящего к прошлому, так что свое детство эти люди помнят лучше, чем свои зрелые годы.


"В разговоре они забывают названия самых обыденных вещей и имена лиц, даже своих ближайших друзей и родственников. Вследствие этого они не способны развлекаться чтением, так как их память не удерживает начала фразы, когда они доходят до ее конца; таким образом, они лишены единственного доступного им развлечения" (Д. Свифт).

Понятно, что о дееспособности этих людей говорить не приходится. Вопрос лишь в том, кто возьмет над ними официальное опекунство. Чем дальше, тем реже за это дело берутся дети или другие близкие родственники: в современных условиях кризиса (чтобы не сказать - гибели) традиционной семьи и распада связей между поколениями даже здоровых стариков воспринимают как тяжкую обузу, а что уж говорить о дементных? Нередко вся опека сводится к помещению их в специализированные дома престарелых (в лучшем случае, а то и в хронические отделения психиатрических больниц), причем плата со их содержание берется из их же пенсии, так что своим детям они не стоят ничего.

Как только струльдбругам исполняется восемьдесят лет, для них наступает гражданская смерть; наследники немедленно получают их имущество; лишь небольшой паек оставляется для их пропитания, бедные же содержатся на общественный счет. По достижении этого возраста они считаются неспособными к занятию должностей, соединенных с доверием или доходами; они не могут ни покупать, ни брать в аренду землю, им не разрешается выступать свидетелями ни по уголовным, ни по гражданским делам, ни даже по тяжбам из-за границ земельных владений (Д. Свифт).

Зато всему обществу в целом содержание дементных больных обходится в немалые деньги. Пенсионная система ряда государств уже начинает испытывать перегрузки. А между тем, число долгожителей на Земле продолжает расти, и параллельно растет число больных деменцией.

Потому что среди факторов риска при деменции на первом месте стоит именно возраст. Статистика страшна и неумолима: в возрасте 65-69 лет деменцией страдает от 1 до 1,5% населения, от 70 до 74 - 3-4%, 75-79 - 5-7%.... Уже не слабо, да? А дальше, после указанного еще Свифтом возраста в 80 лет, начинается нечто лютое:

От 80 до 84 лет - болеет каждый десятый
От 85 до 89 лет - каждый пятый
От 90 до 94 - каждый третий
От 95 - каждый второй.


Данные о людях старше ста лет разнятся по странам, но, в целом, оптимизма не внушают - от 53,6% в Дании до 100% в Нидерландах.

А медицина, как это часто бывает, бессильна? Не то чтобы совсем, но пока что дела и впрямь обстоят неважно. Нейролептиками и антидепресантами можно купировать сопутствующие расстройства, но не вернуть человеку потерянную память. Что до собственно антидементивных препаратов, то они, в лучшем случае, лишь слегка тормозят процесс рапада личности. Много надежд возлагалось на препараты, вызывающие выработку антител к бета-амилоиду - это позволило бы оборвать формирование сенильных бляшек и предотвратить развитие деменции; увы, испытание пришлось прервать из-за тяжелых побочных эффектов. На сегодняшний день есть еще пара-тройка заготовок, но они пока еще не стадии доклинических испытаний, и оснований ждать прорыва нет.

Одно хорошо - перспектива такой незавидной жизни позволяет легче принять неизбежность смерти.

"Читатель легко поверит, что после всего мной услышанного и увиденного мое горячее желание быть бессмертным значительно поостыло. Я искренне устыдился заманчивых картин, которые рисовало мое воображение, и подумал, что ни один тиран не мог бы изобрести казни, которую я с радостью не принял бы, лишь бы только избавиться от такой жизни" (Д. Свифт).

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
dima_pashchenko
Feb. 27th, 2015 12:16 pm (UTC)
marconi_due
Feb. 27th, 2015 12:29 pm (UTC)
Че там? Тезисно?
muennich
Feb. 27th, 2015 04:58 pm (UTC)
Не совсем понял, извините
Am Warfarin
Feb. 27th, 2015 01:05 pm (UTC)
Нам удается бороться с этим недугом уже 5 лет. Моей маме сейчас 90 лет. Последние два года пластырь экселон, до этого - таблетки акатинола.
muennich
Feb. 27th, 2015 05:05 pm (UTC)
Это лучшее из того, что есть на сегодняшний день. Удачи Вам и мужества
az_mut
Apr. 24th, 2015 04:21 pm (UTC)
грустно все это , и все про меня...
(no subject) - katya_korol - Apr. 24th, 2015 04:26 pm (UTC) - Expand
aunt_aksal
Apr. 24th, 2015 04:37 pm (UTC)
Спасибо! Вы правильно и грамотно все сформулировали. Я столкнулась с этой проблемой в своей семье, причем пришлось долго разбираться: очень трудно прийти к понятию того, что рядом с тобой уже не тот человек, к которому привыкли, что нельзя обижаться, пытаться "выяснять" причины поступков... Это - болезнь, причем врачи не говорят об этом и не пытаются помочь близким разобраться(ну,подумаешь, капризничает и "вредничает", тарелки-то не опрокидывает и навыков не растерял). Я для себя сделала вывод, что научились поддерживать тело, но не мозг. Прописывают только препараты для сосудов.
muennich
Apr. 24th, 2015 05:37 pm (UTC)
Да, сложное дело. Поинтересуйтесь арисептом, экселоном, мемантином - они действуют напрямую на мозговые синапсы, поддерживая функционирования механизма памяти. Тоже не панацея, но пока что лучшее из того что есть
alexsmel
Apr. 24th, 2015 04:40 pm (UTC)
Когда Абдулла спросил Сухова "Тебя сразу убить или желаешь помучиться " тот ответил "Лучше, конечно, помучиться". Что же пострульдбругаем немного напоследок.
sofokl10
Apr. 24th, 2015 04:46 pm (UTC)
Для того, чтобы иметь стройное тело, люди идут в спортзал. Так и мозгу нужна постоянная гимнастика,напряжение и работа. Доказано исследованиями, что профессура, работающая с молодежью, доживает до глубокой старости в трезвом уме и хорошей памяти.
muennich
Apr. 24th, 2015 05:30 pm (UTC)
Да, это один из протективных факторов
(Deleted comment)
muennich
Apr. 24th, 2015 05:29 pm (UTC)
Спасибо за благо желательный и интересный комментарий
Denis Petrov
Apr. 24th, 2015 04:56 pm (UTC)
нет причин для беспокойства!
Я уж не знаю, как там в не названных (кроме Дании и Нидерландов) странах, где:
"От 80 до 84 лет - болеет каждый десятый
От 85 до 89 лет - каждый пятый
От 90 до 94 - каждый третий
От 95 - каждый второй.
Данные о людях старше ста лет разнятся по странам, но, в целом, оптимизма не внушают - от 53,6% в Дании до 100% в Нидерландах."

Меня эти цифры абсолютно не пугают!
Я уверен, что не доживу до сего преклонного возраста (как и большинство моих ровесников).
Не наши это проблемы...
muennich
Apr. 24th, 2015 05:26 pm (UTC)
Re: нет причин для беспокойства!
Ну это вопрос времени. В России продолжительность жизни тоже растет, хоть и с запозданием....
(Anonymous)
Apr. 24th, 2015 05:08 pm (UTC)
Моя бабушка в свои 90 лет мудрее и в яснейшем сознании, в отличии от комментаторов и авторов топа ЖЖ :)
muennich
Apr. 24th, 2015 05:21 pm (UTC)
А мой дедушка курит как паровоз и здоровее многих не курильщиков. Подучитесь малость, узнайте, что такое статистика, эпидемиология, вероятность и тогда уже беретесь за комментарии.
bemmby
Apr. 24th, 2015 05:19 pm (UTC)
Да, в развитии деменции сенильные бляшки играют роль, но...
Неоднократно замечено, что люди, ведущие активную общественную жизнь, меньше подвержены старческому слабоумию. И наоборот, замкнувшиеся в себе личности быстро деградируют. Объяснение вижу только одно: у людей с постоянной активной мозговой деятельностью образуется гораздо больше синаптических связей, поэтому нарушения в одном месте компенсируются за счёт развитой сети нейронов. И даже рассеянные по всему мозгу бляшки амилоида не прерывают полностью всю сеть. Это как живучесть интернета.
muennich
Apr. 24th, 2015 05:23 pm (UTC)
Да, это играет роль. Поэтому, например, высшее образование снижает вероятность заболевания деменцией. Но все же мощь всех протективных факторов, увы, не безгранична
ivan_kiselev
Apr. 24th, 2015 07:13 pm (UTC)
Деменция и пр. психзаболевания есть не у всех стариков. А только у тех, кто и в молодости был психом.
И глубоко за 80 люди остаются здраво и плодотворно мыслящими людьми.
muennich
Apr. 24th, 2015 08:37 pm (UTC)
Абсолютно неверный взгляд. У подавляющего большинства дементных ранее никаких психических заболеваний не имелось
ivan_kiselev
Apr. 24th, 2015 08:52 pm (UTC)
Правильно писать не "не имелось", а "не диагностировалось".
Я сейчас наблюдаю среди 40-летних достаточное количество неадекватных людей, которых никакой психиатр, тем не менее, не определит в "заболевшие". А у них уже есть видимая невооружённым глазом некоторая упоротость, которая со временем превратится в деменцию или ещё что похлеще.

Адекватный человек и теряя рассудок сумеет остаться адаптированным к обществу. А именно этим определяется психическое здоровье.
muennich
Apr. 24th, 2015 08:59 pm (UTC)
Если вы что-то там наблюдаете, а психиатры не считают это патологией, то ошибаетесь вы, а не психиатры. Предоставьте каждому заниматься своим делом. Не надейтесь, что ваш жизненный опыт и собственные представления о "нормальности" и "ненормальности" смогут заменить профессиональную подготовку и годы работы в клиниках. Что до "адаптации к обществу", то это лишь один из многих критериев психического здоровья, не самый важный и даже не обязательный.
И воздержитесь от указаний, как кому правильно писать. Никто вас цензорскими полномочиями не наделял.
ivan_kiselev
Apr. 24th, 2015 10:21 pm (UTC)
Могут-могут "заменить профессиональную подготовку и годы работы в клиниках".
Профессионал подобен флюсу. Он многое не видит и не учитывает, более того, он видит только так, как его учили.
Сплошь и рядом я вижу профессионалов, которые настолько профессионалы, что не понимают элементарных вещей даже по своей теме.
Истинный профессионал знает такой "грех" за собой и спокойно относится к замечаниям со стороны.
А вот для других старческая деменция представляет реальную угрозу.

Edited at 2015-04-24 10:23 pm (UTC)
muennich
Apr. 24th, 2015 10:33 pm (UTC)
Вот именно - как учили. Вас же ничему этому не учили. Поэтому ваше мнение по этому вопросу - "суетное дмение ума и упитательство души тщеславием". Надо же как живуча мечта всех лентяев - знать все, ничему не учившись
ivan_kiselev
Apr. 24th, 2015 11:31 pm (UTC)
Увы, лентяями являются как раз те, кто однажды сдав экзамен, думают, что теперь они знают и имеют право поучать других.
В отличие от них, я не ленюсь смотреть на мир.
И видеть, что зачастую "обучившиеся" всего лишь олухи.
То, что узнали другие они выучили, но своего у них меньше, чем у меня, неуча.
Но только своё является знанием. Всё остальное - это всего лишь "школа".

Edited at 2015-04-24 11:34 pm (UTC)
muennich
Apr. 25th, 2015 12:55 am (UTC)
Вы не ленитесь поучать других в тех вопросах, в которых ничего не смыслите. Вы всерьез полагаете, что, сдав экзамены, врачи больше не учатся? Извините, но у вас кругозор и представления о жизни как у восьмиклассника. И столько же самомнения.
Это хорошо, что вы хоть признаёте себя неучем. Следующий шаг - научитесь скромности и узнайте хоть что- нибудь, прежде чем лезть с комментариями
(Deleted comment)
muennich
Apr. 25th, 2015 09:56 pm (UTC)
Митрофанушка, хватит гадить в комментах, иди поучись хоть чему нибудь.
( 28 comments — Leave a comment )