?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Должен ли русский патриотизм непременно сочетаться с изоляционизмом? Мысль об особом пути России, столь привлекательная внешне, не содержит ли в себе пагубного посыла о том, что моя историческая Родина обречена либо на полную закрытость, либо на гибель? Может быть, суть "третьего пути" заключается как раз в том, чтобы избежать крайностей как самоизоляции, так и подмены "открытости" беззащитностью?

Обращение к урокам истории могло бы помочь разобраться в настоящем и дать пищу для взвешенных суждений о будущем.

Через неполный десяток лет русской культуре предстоит знатный юбилей - 500-летие возникновения идеи "Москва-Третий Рим". Впервые ее четко сформулировал старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях к великому князю Василию III и псковскому дьяку Мисюрю - Мунехину.

Василий III, великй князь Московский и всея Руси (1505-1533)

"Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать".

Строго говоря, из того, что два Рима пали, что Римом теперь стала Москва, логически никак не выводится невозможность Рима четвертого. Разве что сакральное значение, которое почему-то придается числу 3 и которое, помнится, мы часто использовали на студенческих пирушках, заставляя хряпнуть очередную рюмашку малопьющих однокурсниц: "Бог Троицу любит". Правда, через короткое время мы спешили эту теорию модернизировать и дополнить: "Бог не дурак - любит пятак", "Бог не японец - любит червонец" и т.д. до того состояния, о котором писал Булгаков: "Уже и водку пить нет никакой возможности, и вина пить нет никакой возможности". В общем, есть цифры ничуть не хуже тройки, и вполне себе можно было представить и Седьмой Рим, и Девятый Рим, да и Двенадцатый Рим звучит совсем себе неплохо.

Но это все гадательно и мечтательно, а вот теория Третьего Рима таки имела место быть. Не умоляя заслуг старца Филофея, нельзя не отметить, что наметки этой идеи появились гораздо раньше - в "Пасхалии" московского митрополита Зосимы, написанной в 1492 году. Там, среди прочего, указывалось, что Константинополь по грехам своим был захвачен неверными и  что теперь истинным центром православия является Второй Константинополь - Москва. Поскольку Константинополь часто обозначался "Вторым Римом", то путем подстановки получаем: Москва = Второй Константинополь; Константинопль = Второй Рим; отсюда Москва = Третий Рим. Но о митрополите Зосиме старались лишний раз не вспоминать, поскольку он был тесно связан с придворным кружком вольнодумцев, многих из которых впоследствии обвинили в "жидовствующей ереси" и пожгли на кострах. К еретикам была близка и Елена Волошанка, мать Дмитрия Ивановича Внука, которого великий князь Иван III наметил было себе в наследники. По каким-то причинам Иван Васильевич потом передумал, власть наследовал Василий III, а Дмитрий Внук вместе с матерью закончил дни в заключении. Понятно, что вспоминать о "еретических" идеях Зосимы у Василия не было ни малейшего желания.
Иван III, великий князь Московский и всея Руси (1462-1505)

Составление в 1492 "Пасхалии", т.е. расчета празднования Христова Воскресенья на последующие года, имело особое значение из-за того, что по принятому в допетровской Руси летоисчислению 1492 год соответствовал 7000 году "от сотворения мира". Легко представить себе, как действовали на средневековых людей такого рода круглые даты. Не только простонародье, но и высшие иерархи русской церкви были убеждены, что конец света близок. И к чему тогда "Пасхалия" и вообще какие-либо расчеты на будущее? А вот еретики-вольнодумцы, ссылаясь на имеющиеся у них астрологические трактаты, утверждали, что конца света в обозримом будущем не намечается. Вожди антиеретической партии - Геннадий Новгородский и Иосиф Волоцкий - указывали, что астрология суть занятие бесовское и веры ему нет. В принципе, они были правы. Но в тот раз астрологи угадали - конца света не наступило. Это сильно укрепило авторитет еретиков, а Русской православной церкви послужило хорошим уроком: впредь она уже остерегалась педалировать тему близкого светопреставления.

Казнь еретиков в 1504 году

Идея "Москвы-Третьего Рима" возникло в схожей, но вывороченной наизнанку ситуации. На этот раз под удар эсхатологического кликушества подставились астрологи: лейб-медик Василия III, любекский уроженец Николай Булев перевел в 1522 году астрологический "Альманах", в котором на 1524 год пророчествовался грандиозный потоп. Испуганные люди бросились за разъяснениями к духовным авторитетам. Все отвечали примерно одинаково: астрология - говно. То же самое содержалось и в начале послания старца Филофея - звезды не живые существа, а мертвые тела, влиять на судьбы людей, царств и народов они не могут, они сами способны двигаться только божьим соизволением. И только от бога и от следования истинной вере зависят судьбы престолов и царств: так, Рим пришел в упадок благодаря тому, что впал в "ересь Апполинария" (так Филофей обозвал католичество), "греческое царство разорено и не возобновится" из-за того что греки пошли на унию с католиками. Но Филофей не хочет заканчивать послание на грустной ноте:

"скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать. Много раз и апостол Павел упоминает Рим в посланиях, в толкованиях говорится: «Рим — весь мир"



Нота бене: тут речь идет не только и даже не столько о том, что Россия осталась на тот момент единственным независимым православным государством во всем мире - эта была бы никакая не идея, а просто статистический факт - нет, важно было то, что в России "сошлись" все христианские царства. Точнее, даже не в России, а внезапно в "римском царстве"! Ставшая Третьим Римом Москва уже не столица России, она столица Римской империи, возрожденной на русских северных широтах. Как в тени (или в солнце?) СССР терялась Россия (до сих пор помню мой школьный букварь - слов "русский", "Россия" в нем не было, только в тексте гимна упоминалась "Русь"), так и в филофеевской утопии Россия растворялась в Римском царстве.

Уже из этого обстоятельства можно понять, что ошибаются те, кто считает идею "Москва-Третий Рим" изоляционистской и националистической. Ближе к истине, хоть и ненамного, был Николай Бердяев, сопоставляющий Третий Рим с Третьим Интернационалом (вспомним: "Рим-весь мир"). Какая уж тут изоляция! Как фокус линзы, Москва вбирала в себя жаркие лучи мировой истории. Вот Рим Первый - капитолийская волчица и первые цари, патриции и плебеи, сенаторы и народные трибуны, Цезарь и Помпей, Нерон и Марк Аврелий, Константин и Елена... А ведь Рим сам был наследником Эллады, и через троянского беглеца, который был парубок моторный и хлопец куды козак, связывал Россию с Платоном, с учеником Платона Аристотелем и учеником Аристотеля Александром Македонским. Последний, среди прочих своих титулов, был и египетским фараоном, что перекидывало мост ко временам пирамид и Сфинкса. По пути в Египет Александр не мог миновать Иерусалим - и вот в древнерусском списке его биографии содержится подробнейшее описание одежды иудейского первосвященника, который вышел его встречать. Встреча культур имела более чем масштабные последствия: через эллинизм Рим впитал в себя иудаизм и дал на выходе христианство.

А был еще и Второй Рим с пламенными схватками вселенских соборов и христологическими дебатами, с императорами - иконоборцами и святой жестокой императрицей, восстановившей иконопочитание; с императором Юстинианом, избравшим себе в соперники царя Соломона, с царицей-стриптизершей Феодорой, с патриархом Фотием, отмахивающимся ризой Богородицы от русских кораблей, с пламеннооким Григорием Паламой, узревшим Фаворский свет... Русь находила свое место в поступательном историческом движении - от гусляра Давида до павшего в последней битве Константина Палеолога. На нем миссия Второго Рима заканчивалась, наступал час Третьего.

Нет, идея "Москва-Третий Рим" не изолировала русскую культуру, она делала ее открытой миру. Она - росток того, что Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи определил как нашу, русскую всемирную отзывчивость, открытость, способность понимать и впитывать в себя лучшее, что есть во всех других мировых культурах.

Конечно, сформулированная Филофеем идея была далека от воплощения в жизнь, да и требования к русским она выдвигала немалые. Проще всего было, конечно, с внешним оформлением, но и тут действовали без особой торопливости. Только в 1547 году архаичный титул великого князя был сменен на титул царя, т.е. цесаря, императора (любопытная путаница произошла, когда Петр Великий заменил "царя" на "императора": долгое время люди не понимали смысла перевода, потом решили, что императорский титул выше царского - иначе зачем нужна была замена?; царя стали приравнивать к королю; соответственно, титул великого князя, который на самом деле был русским эквивалентом "короля", понизили до "великого герцога"; как следствие, Польша в составе России получила название империи - "Царства Польского", а Финляндия - королевства - "Великое княжество Финляндское"). Глава русской церкви, де-факто автокефальной со времен Флорентийской унии, формально обзавелся патриаршим титулом лишь при Феодоре Ивановиче. Титулообразование сопровождалось соответствующим легендарным и мифологическим оформлением - так появилось "Сказание о князьях Владимирских" с рассказом о шапке Мономаха, переданной якобы греческим царем Владимиру Мономаху, а от него - Юрию Долгорукому и тем его потомкам, кто будет достоин ее носить.



Венчание Ивана Грозного на царство

Странным образом в идеологическом оформлении скромную роль отводили браку Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего константинопольского императора. Вот, казалось бы, идеальное связующее звено. И  тот же двуглавый орел - разве не от Палеологов он перешел в Россию? Однако, например, Иван Грозный упоминает о браке Владимира с царевной Анной, сочиняет совсем уже фантастическую родословную, выводящую Рюрика от Октавиана Августа, но насчет Софьи как-то помалкивает.


Дело в том, что брак с Софьей задумывался в другом идейном контексте - как претензия России на обладание Константинополем. Эта идея была злободневна для России века XIX, но никак не XV. Брак состряпали представители Венецианской республики, надеясь найти в России союзника против османов, да униатский кардинал Виссарион, надеявшийся контрабандой протащить вместе с Софьей идею соединения церквей. Иван IIII на Софье женился, но от других предложений отказался, с турками ссориться не стал и титула константинопольского императора не принял. Да и не могла Софья юридически передать ему даже призрачные права на престол: формально наследником последнего Палеолога была не она, а ее брат Андрей. Последний тоже наезжал Москву и пробовал продать Ивану III свой виртуальный титул, но получил отказ, и, в конце концов, втюхал свой сомнительный товар испанскому королю Фердинанду. С двуглавым орлом тоже не все ясно: слишком большой временной зазор - 1471 и 1497 гг. - между свадьбой с Софьей и появлением двуглавого орла на государственных печатях. А вот если вспомнить, что как раз в 1497 году Софья была в опале, а силу набирала тверская партия Дмитрия Ивановича (внука тверской княжны, первой супруги Ивана III) и что на тверских монетах попадались изображения двуглавого орла, то оснований связывать герб России с Палеологами станет еще меньше.

Впрочем, титулы титулами, гербы гербами, а требовалось еще ой как много. Чтобы быть настоящей Римской империей, нужно обладать сильной армией. Армия требует оснащения качественным современным оружием, а значит - обладания новейшими технологиями. Передовые технологии недоступны без развитой науки, без школ, училищ, книгопечатания, университетов. Без школ и университетов не усвоишь и сотой доли того культурного богатства, который положен наследнице сразу двух Римов. В России же того времени и близко не было всего необходимого. В силу разных причин, о которых говорено и переспорено более чем достаточно, России пришлось долго, резкими рывками догонять Западную Европу в технологическом и культурном отношении. К тому времени, когда Россия действительно дозрела до того высокого уровня, который ей когда-то задал Филофей, идея Третьего Рима казалась слишком религиозной и слишком архаичной. Она нуждалась в переформулировке, в новых словах, отражающих изменившиеся запросы времени. И слова эти были найдены. Но это - тема отдельного разговора.

Напоследок - о еще одном моменте в теории Филофея, которая неожиданно стала актуальной в наши дни. В послании к Василию III Филофей просит великого князя соответствовать своему положению - главе Третьего Рима и урегулировать три  важнейших вопроса: во-первых, о способах класть крестное знамение, во-вторых - о нехватке духовенства, а в третьих - о гомосексуализме:


"...пишу и с плачем горько говорю, чтобы искоренил ты в своем православном царстве сей горький плевел, о котором и ныне еще свидетельствует серный пламень горящего огня на площадях Содомских, о котором пророк Исайя, рыдая, повествовал: «Вслушайтесь в слово Божие, князья Содомские, и воспримите Божий глагол, люди Гоморры: «Что мне жир жертв ваших и подношений ваших, переполнен я всесожжениями. И если принесете мне кадило — мерзко мне это, и праздники ваши ненавидит душа моя!» Так пойми, благочестивый царь, что пророк не мертвым, уже погибшим содомлянам такое говорил, но живым, творящим злые дела. Ибо сказано: «Изменяющий жене разрывает плоть свою, но творящий содомский блуд убивает плод своего чрева». Бог сотворил человека и семя в нем для рождения детей, а мы сами свое семя убиваем и отдаем в жертву дьяволу. И мерзость такая преумножилась не только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да разумеет. Увы мне, как долго терпит милостивый, нас не судя! Все это я написал, много и горько рыдая, и сам я, окаянный, полон грехов, но боюсь и молчать, подобно тому рабу, что скрыл свой талант".

Русская церковь до сих пор отказывается следовать духу времени и признавать гомосексуализм нормой. Редкий случай, когда с ней согласно большинство население России... Впрочем, нельзя не обратить внимание на то, что Филофей проклинает содомский грех ни за что другое, как за не целевое использование семени. Но тогда получается, что те, кто пользуется контрацептивами, т.е. убивает семя и отдает его в жертву дьяволу, ничем не лучше содомита?

Тут есть над чем подумать....

Posts from This Journal by “История” Tag

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
(no subject) - erlingmong - Feb. 26th, 2015 07:04 pm (UTC) - Expand
oimopoz
Feb. 26th, 2015 07:15 pm (UTC)
Уверен,что Плутониевая Гироскопическая Модуляция здесь к месту?
(no subject) - erlingmong - Feb. 26th, 2015 07:29 pm (UTC) - Expand
kibernetika
Feb. 26th, 2015 07:08 pm (UTC)
Значит ли это, что столица, став духовным и культурным центром, наверняка падет?
К сожалению, раз папа римский признал "поправки", то однажды и православная церковь
может начать миссионерство или даже признать людей нетрадиционной ориентации...
Общество не стоит на месте
muennich
Feb. 26th, 2015 07:15 pm (UTC)
Не исключено
mladostarica_2
Feb. 26th, 2015 07:59 pm (UTC)
Ортодосы- значит верные.
Совершенно исключено! На том стоим,что "ортодоксы",- то есть неизменные от века сущие,от Иисуса Христа со Апостолы Церковь наша Православная,Соборная и Апостольская. А католики-еретики и изменники.
kibernetika
Feb. 26th, 2015 09:27 pm (UTC)
Re: Ортодосы- значит верные.
Вот оно что...Ну я -- татарский робот, мои предположения поверхностны.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
muennich
Feb. 26th, 2015 07:18 pm (UTC)
Об актуальности идеи Третьего Рима речи не идет. Но как явление в истории русской культуры она небезинтересна
lasermaser
Feb. 26th, 2015 07:17 pm (UTC)
прям как американское кино
где раньше в каждом фильме должен был быть обязательно белый, негр и азиат или мексиканец
а теперь команду дали - везде гея суют

так и тут
началось экскурсом в историю про третий рим
а закончилось геями с предложением задуматься над тем, грех ли это и больше ли греха в содомии, чем в пользовании презервативами

даж теряюсь... для чего вообще этот пост задумывался

решил бы что за ради последнего абзаца но смущает отсутствие негра или мексиканца

vasionok
Feb. 26th, 2015 07:37 pm (UTC)
Если бы геи могли "наиграться" и завязать в какой-то момент, то сравнение с презервативами было бы уместно.
mladostarica_2
Feb. 26th, 2015 08:03 pm (UTC)
Целомудрие вместо контрацептивов.
Согласна с Вами,что автор начал во здравие,а кончил- за упокой. Хотя...Зачем контрацептивы? Посты,воздержание и целомудрие- вот чему учит нас церковь православная.
ahgeliz_3
Feb. 26th, 2015 07:43 pm (UTC)
Перекуём орала на мечи, так сказать...

artsamokhod
Feb. 26th, 2015 08:09 pm (UTC)
Орала
Стали маловато с такой заготовки.
vasionok
Feb. 26th, 2015 07:43 pm (UTC)
Царями ещё ордынцев называли, например "царь Батый" в "Сказании о мамаевом побоище". В этом смысле у нас были цари и до Ивана III.

До "Москва - третий Рим" было ещё "Тырново - третий Рим", т.е. Болгары, которым до Константинополя было гораздо ближе, первыми догадались углядеть в себе наследников павшей цивилизации.
muennich
Feb. 26th, 2015 08:45 pm (UTC)
Все верно.
nekto_staroff
Feb. 26th, 2015 07:44 pm (UTC)
Что-то автор загнул не туда.
Идея III Рима-это всего лишь право иметь собственного Патриарха.
Русская церковь при своем образовании не получила самостоятельности и весь "домонгольский" период была митрополией греческого патриархата.Греция,со своим патриархом и вселенскими соборами-это Рим-2.
В "послемонгольский" период,когда Византийское христианство пришло в упадок-стал вопрос о независимости от Византии и о наличии собственного патриарха Московского.
Вот это и была идея III Рима.

Edited at 2015-02-26 07:54 pm (UTC)
muennich
Feb. 26th, 2015 08:48 pm (UTC)
Не думаю, что только патриаршество. Слишком большой временной зазор между формулированием идеи и учреждением патриаршества на Москве
nekto_staroff
Feb. 27th, 2015 02:54 am (UTC)
т.е. по Вашему получается,что если некие старцы опишут идею,то значит они авторы этой идеи,и на следующий день эта идея должна воплотиться?
Так что ли?
Идея "III Рима" могла прийти и сразу по принятии христианства в Киеве в 988 г.
Плох тот солдат,который не мечтает стать генералом(с).
Другое дело-ее практическое воплощение и политические решения.
Века должны пройти от идеи до воплощения.
Государство должно стать империей,прежде чем заикаться о воплощении идеи "III Рима".
На Украине тоже есть Патриарх,но о "IV Риме" там не заикаются,потому что это мелкая поместная церковь.А идеи,мечты и фантазии вполне возможно у них есть.
lrlay777
Feb. 26th, 2015 08:02 pm (UTC)
Христианский Рим - единственная легитимная столица Мира. А ее Цезарь- единственный легитимный ее правитель , освещенный церковью через миропомазание.
После того, как первый и второй Рим пали от ереси и захватов, место Рима не могло быть пустым.
И единственным подходящим городом на тот момент была Москва.
Такова правильная модель мира с точки зрения православных теологов тех времен. Которая если не была реализована в абсолютном воплощении, то из-за всяких упорных еретиков.
Поэтому король не ровня царю. Царь (Цезарь) у христианского мира может быть только один. А короли- временщики, узурпаторы, фальшивые венценосцы, миропомазанные еретическим Папой.
И потому не легитимные.
Но политика внесла свои коррективы- в международных отношениях русские цари вынуждены были признавать королей- еретиков равными и называть братьями. Равно как и королям царей.
avsokolan
Feb. 26th, 2015 08:05 pm (UTC)
Каждая нация мнит себя исключительной. Здесь стоит подумать, почему людям хочется об этом говорить и сладостно копаться в своём прошлом, находя там признаки своей божественной исключительности. А найдя ответ, станет понятно, нахрена люди друг друга убивают на Донбассе
anneta9
May. 30th, 2015 02:12 pm (UTC)
Вы абсолютно правы.
И все эти "злободневные" темы (исключительность нации, геи, крымняши...) муссируются второй год после известных событий.
И столько развелось страждущих покопаться в своем (темном) прошлом, столько историков развелось, что наводит на размышления: с чего бы это? И к чему бы это?
mladostarica_2
Feb. 26th, 2015 08:06 pm (UTC)
Москва-Третий Рим,а четвёртому не бывать!
pravdoiskanie
Feb. 26th, 2015 08:08 pm (UTC)
Москва это не третий Рим, а Вавилон!
И я не удивлюсь, если под землю провалится он!
(Deleted comment)
artsamokhod
Feb. 26th, 2015 08:11 pm (UTC)
МТР
Теорий выдвигалось много, да проку от них не всегда.
Стоит ли придавать столь многое значение древнему посланию.
Исторический казус не более.
nordsniper
Feb. 26th, 2015 09:55 pm (UTC)
топ этот есть не что иное
как при открытие окна Овертона. Вызвать на дискуссию по геям. тем что Рим это передовица преобразований.
(Deleted comment)
muennich
May. 30th, 2015 06:36 pm (UTC)
Да, у Тойнби много здравых мыслей
skarapey
May. 30th, 2015 02:26 pm (UTC)
читала-читала - все равно не поняла, почему самоуважение равняется изоляции))) если нас где-то не любят, то это их проблемы) а то, как нынешние власть предержащие без конца перед кем-то оправдываются, не делает им чести...
muennich
May. 30th, 2015 06:38 pm (UTC)
Ну, тут грань тонкая, как между достоинством и гордыней. Совсем уж ни с кем не считаться тоже нельзя.
skarapey
May. 30th, 2015 06:42 pm (UTC)
что значит считаться? прогибаться под теми, кто нас долбит санкциями? и вы наверняка в курсе, что с адекватными государствами Россия всегда в добрых отношениях)
npo_cmak
May. 30th, 2015 02:40 pm (UTC)
для понимания действительности
я бы в первую очередь не стал связываться с историей...
ПыСы: лучше обратиться к своим собственным ощущениям и ещё раз пройти тест на разумность...
peresvet0
May. 30th, 2015 02:45 pm (UTC)
Единственно позитивный опыт в истории Руси это Новгородская и Донская республики. Любая узурпация власти, неизбежно приводит к коррупции и террору. Как это не парадоксально, но главные враги любой страны это князья, мэры, прокуроры, судьи, губернаторы и цари.
muennich
May. 30th, 2015 06:42 pm (UTC)
Ну да, есть и такой взгляд. К опыту Новгорода апеллировали и декабристы и Герцен. Но к сожалению слишком мало достоверных известий о подробностях государственного устройства русских республик.
peresvet0
May. 31st, 2015 06:36 pm (UTC)
Учитывая, что Новгород и Дон являлись сообществами предпринимателей, можно с большой долей уверенности смоделировать и саму систему управления. Самое важное, что каждый имеет право голоса и свободу выбора. Кстати Вечевое управление, пахабно перенято Советами. Привнесенное же на Русь князьями рабство, было банальным экономическим переделом. Истории современных банд, наглядно демонстрируют всю прежнюю междуусобицу.
nrfxtd
May. 30th, 2015 03:24 pm (UTC)
Очень интересно!Православнутые мракобесы ещё в средневековье выдали эту хрень за национальную идею.В наше время эта шиза весьма актуальна.РПЦ,во главе с КГБ-шным стукачём Гундяевым,только за!Госдура аж слюнями захлёбывается от сравнения с третьим Римом!Ну а президент наш несменный уже корону РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА на свою плешь примерил...Гомосеки из Госдуры яростно поддерживают!Ребята,подскажите,в каком веке мы живем,в 21-м или в 15-м?!
muennich
May. 30th, 2015 06:45 pm (UTC)
Ну видимо я плохо написал. Ведь я как раз пытался показать, что никакого мракобесия и изоляционизма в этой идее изначально не было. И возникла она сперва в среде вольнодумцев, еретиков
( 38 comments — Leave a comment )

Profile

muennich
muennich

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com