?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда замерзнет ад.

Об одном любопытном аспекте лебединой песни режисера Балабанова
"Едва ль сумеет этот бедный стих
Вам описать ужасные мученья
Тех грешников. Я обнаружил их
В прозрачном люду, застывших без движенья"

Данте

Когда фильм "Я тоже хочу" вышел на экраны, многие стали указывать на значимые параллели со "Сталкером". Балабанов от соспоставлений яростно отнекивался и открещивался и был, по существу, прав - сходство этих фильмов чисто поверхностное, вроде цветового подобия крокодила и елки. С другой стороны, он сам частично повинен в возникновении тарковских аналогий. Хотя "Сталкер" и далеко отошел от своего литературного источника, все же генетическая связь с творением Стругацких сохранилась; а поскольку "Пикник на обочине" произведение фантастическое, то налет фанастики не мог не осесть и на "Сталкере", сколь ни пытался Тарковский от этого налета избавиться. Удивительно ли, что упоминания в балабановском фильме зоны с аномальными свойствами, "мощнейшего электромагнитного излучения", планеты, на которой есть вода, жизнь и счастье и на которую, насколько это можно понять, происходит телепортация через колокольню, появление косящего под индиго нагловатого паренька-пророка, и, наконец, воскресение такого затасканного мема фантастики, как "ядерная зима" - все это не могло не напомнить зрителям о "Сталкере".

Но все это - наносное. Какая же эта ядрерная зима, ограниченная территорией двух-трех деревенек. И что это за лучи поноса радиоактивное излучение, от которого гибнут только люди, а коровам хоть бы хны. В остальном сцены фильма выстроены в духе довольно поверхностного, если не сказать, примитивного религиозного аллегоризма: разбойник, блудница, человек, оставшийся хоронить своих мертвецов, фрески на церковных стенах, да и сама колокольня - все это настолько топорно, что только полное отсутствие у русского зрителя способности понимать религиозные элементы в искусстве позволило Балабнову делать вид, что он снял нечто похожее на картину с "притчей" или даже "подтекстом".

Но все же картина, при всей своей школьно-назидательной прямолинейности, не свободна от подводных камней. И самый опасный из них заключается в вопросе: а куда, собственно, привел своих героев Балабанов?

Хотя слово "рай" в картине не разу не произносится, герои беспрерывно говорят о счастье. Притом уточнение того, о каком именно счастье идет речь, вроде как бы и не требуется - все и так понятно. Следовательно, речь идет о неком Абсолютном Счастье, о счастье неизмеримом, вечном, возможном только в раю. (Кто сказал - "Нирвана"? Нирвана, в первую очередь, подразумевает покой, небытие, а вот счастье, райское блаженство - это ни разу никакой не покой, а аффект, причем очень сильный). Так что цель паломничества героев - рай и только рай. По крайней мере, в этом уверены и герои, и сам Балабанов (который "тоже хочет"), и даже духовные лица, включая патриарха, который по такому случаю заделался верховным главнокомандующим - ссылаются же солдаты на блокпосту на его приказы. Хотя не исключено, что патриарх решил уподобиться Ришелье и обзавестись собственными гвардейцами.

Но полно, рай ли это? Рай - это ведь нечто светлое, ясное, чистое, прекрасное, умилительное... А в фильме солнечным и красивым оказывается только Петербург, что, как известно, совсем не характерно для балабановских фильмов. Чем ближе герои к цели путешествия, тем мрачней и отчужденнее становится пейзаж. Можно подумать, что они приближаются не к Колокольне Счастья, а к замку рыцаря Като. А уж за шлагбаумом, в самой зоне отчуждения, начинается вообще тихий ужас.

И еще там начинается лютый холод.

Россия - страна холодная по определению. Если бы на ее где-то на ее территории внезапно появилось бы предверие рая, то стоило бы ожидать, что оно будет теплым (в русской культуре предвестником рая часто выступает Крым, понятно почему). Райские сады, райские кущи - все это возможно только в теплом климате. А тут на экранах - ядреный морозище, каменная мерзлота, снега по пояс, покосившиеся домики, сгнившие заборы, заколоченные сельпо с просроченной водкой, загаженные разваленные церкви, трупы на улицах...

"Куда ты завел нас, Сусанин  Балабанов-герой?" Что это за грязь и гнусь, какой тут может быть рай?

Да, место необычное, неземное, мистическое, но разве один только рай обладает такими свойствами?

Oh no! This is the road to hell !!!!!

Когда вспоминают об аде, думают о жаре, пекле, огне, лаве, кострах. Холодный ад кажется чем-то абсурдным. Когда у мегачеловечища Мэла Гибсона требовали извиниться за ругань в адрес гомосексуалистов, он ответил, что извиниться, когда замерзнет ад.

Бедняга Мэл! Тебя могли бы поймать на слове. К счастью, современным образованным людям писатель Данте уже не по уму. А ведь великий флорентиец в своей бессмертной поэме показал, что рай бывает не только огненным, но и ледяным.

"Я тут же оглянулся, и вода
Сверкнула непривычная, иная,
Застывшая под жесткой коркой льда.
То озера поверхность ледяная
Мерцала....

Меж льдин огромных грешники томились
Как иногда лягушки из пруда
Выглядывают робко и несмело,
Так грешники дрожали от стыда
И холода, во льдах скрывая тело,
Стуча зубами и моля о том,
Чтоб хоть надежда малая согрела"


Мало того: ледяными являются нижние, самые страшные круги ада, где расположился сам Люцифер

".....В прозрачный вечный лед
Был грудью погружен наполовину
Владыка мира скорби...О народ!
Возможно, соразмерней исполину
Обычный ростом человек земной,
Чем исполин - руке того, кто в льдину
Врос, возвышаясь глыбой надо мной,
Величественный, сумрачный, опасный
И стиснутый корою ледяной;
Источник зла; пугающий, ужасный,
Тот, от кого спеша отводят взгляд...
А некогда - божественно прекрасный"



Выходит, что несчастные герои Балабанова - заблудшие души, по своей воле упорно идущие прямо в пасть Люциферу?

Увы, это так.

Против такой трактовки можно возразить только немотивиранностью и непоследовательностью выбора владыки ада: почему он не тронул бандита и убийцу, но с потрохами слопал безобидного (хоть и нудного) музыканта и философку-проститутку, которую Балабанов явно прочил в Магдалины? Но позвольте, а разве в "официальной" версии - что на колокольне рай - все концы с концами сходятся? Разве тут критерий отбора понятней? В конце концов, чтобы стать Магдалиной, мало быть блудницей. Героиня Балабанова не уверовала в Христа, не горевала на его надгробии, не возвещала о его воскресении... Она хотела счастья, - так это ведь не бог весть какая заслуга.

Убежденного алкоголика от низвержения в ад спасла любовь к отцу, которого он не захотел бросить в поле как собаку. Что до бандита - то чем он хуже того разбойника, которому Христос обещал "нынче же" место в раю? Хотя, кончено, все это только догадки. Ведь все невзятые колокольней умирают, и кто разберет, куда отправляются их души. Может, даже все-таки в ад, но не в нижние, а в верхние, "жаркие" круги.

Так это или нет, а я еще раз убеждаюсь в том, о чем писал не раз: если возможен рай на Земле, то только на теплых ласковых морях....

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
peters2012
Feb. 26th, 2015 06:07 pm (UTC)
мы северяне
рай похож на баню.
Благодатное тепло, уравнительная нагота, чистота и благодушие.
muennich
Feb. 26th, 2015 07:08 pm (UTC)
Re: мы северяне
Пожалуй что так
dp_3lo
Feb. 27th, 2015 02:37 pm (UTC)
Re: мы северяне
Зачот !!! :)
muennich
Feb. 27th, 2015 04:58 pm (UTC)
Re: мы северяне
Благодарствую
IvanIvachkin
Feb. 26th, 2015 06:27 pm (UTC)
Тёплое ласковое море , и , скажем большая белая акула . Нет рая на земле , разве что в душах блаженных. А для остальных это , путь на Голгофу , в лучшем случае , просто школа.
muennich
Feb. 26th, 2015 07:11 pm (UTC)
Акулы это таки да. Все впечатление портят
inchichunson
Feb. 26th, 2015 06:28 pm (UTC)
Рай это место где опять увидишь свою давно умершую бабушку и погибшего на войне деда
(no subject) - poizaconta - Feb. 26th, 2015 06:30 pm (UTC) - Expand
muennich
Feb. 26th, 2015 07:13 pm (UTC)
У Данте он уже замерз
heckfyyyyy
Feb. 26th, 2015 06:41 pm (UTC)
Очень многа букаф или пудра для моска

Edited at 2015-02-26 06:41 pm (UTC)
durhauz
Feb. 26th, 2015 06:59 pm (UTC)
герои пришли к общепиту
( 11 comments — Leave a comment )