?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы живем в эпоху свободы? Мы обладаем кучей священных неотъемлемых прав? Мы не рабы? Нет, конечно же. Наш статус - закупные холопы. И многие из нас этим статусом гордятся.



У Герцена в книге "С того берега" есть место, где он неожиданно и прямо-таки провокационно высмеивает слова Руссо: «Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах». Это, по мнению Герцена, не более осмысленно, чем заявить, что рыба рождается для полета, а между тем всюду она плавает.

Неожиданность этого выпада в том, что он как будто бы идет вразрез с революционно-демократическим мировоззрением Герцена. А провокационность обусловлена тем, что высмеивается цитата из «Общественного договора» - книги, которая де-факто давно заменила европейцам и американцам Библию. Мы мыслим категориями, выведенными в этой книге, причем воспринимаем их как аксиомы. И даже скорее как само собой разумеющиеся, самоочевидные факты. Ну кто сейчас на полном серьезе осмелится усомниться, что свобода – нормальное человеческое состояние, а рабство и вообще любое ограничение свободы – зло, которое в идеале не должно вообще иметь места?

Конечно, и Герцен не думает уверждать обратного. Он лишь указывает на несоответствие отвлеченного мудрствования с эмпирическими данными. Откуда, собственно, говоря, известно, что человек рождается свободным? Если глянуть на человеческую историю, то окажется, что свобода во все времена была достоянием очень немногих, что свободные люди – исключение, правилом являются люди подневольные – рабы, холопы, крепостные, рабочие, офисные клерки и несть им числа...

Оковы, поминаемые Руссо, - это конечно, не цепи и наручники, а формы зависимости одних людей от других. Зависимость эта может проявляться по-разному, но неизменным будет работа зависимого в пользу своего господина (будь он плантатором с Джорджии или современным, прости господи,  «работодателем» - вот ведь льстивое словечко подобрали!). Рабство, существовавшее повсеместно с древнейших времен, официально было отменено в большинстве стран лишь в позапрошлом столетии, а в некоторых государствах – всего только в конце 20 века. Неофициально оно существует до сих пор. А ведь, помимо рабства, существовало и существует множество других форм зависимости одного человека от другого, необозримое число иных способов экспулатации, может быть, менее ужасных и драматичных внешне, но ничуть не менее жестоких по сути.

Нам часто трудно понять суть слова из-за связанных с ним ярких ассоциаций. Говорим "рабство" – и сразу перед глазами колодка на шее, цепи на руках, щелчки кнута, потные спины под палящим солнцем, бараки... Или, если брать более современные образы, - гастарбайтеры в грязных подвалах и вагончиках, подпольные цеха в железных ангарах с вооруженной охраной и т. И начинает казаться, что все не так уж плохо в нашем мире – как он не жесток, но все же подобные картины в нем не пробладают... Наверно...


Еще у всех на слуху «сексуальное рабство», но тут уже возникают споры, - мол, многие, если не большинство из этих «рабынь» сознательно и добровольно выбрали эту стезю. При этом забывается, что вообще-то насильственное обращение рабство никогда и не было единственным способом пополнения трудовой силы. И в рабы, и в холопы, и в крепостные часто отдавались добровольно. Более того, наш век именно потому кажется гуманнее веков предшествующих, что большинство людей надевают на себя оковы сами, добровольно и с песней. И это едва ли не самый значимый повод против наивной веры чудака Жан-Жака.

Вот в Древней Руси существовал особый вид холопов – закупы. Холопство – состояние, близкое к рабскому, различие там в нюансах, которые можно опустить. Холопом можно было стать по факту рождения, можно было попасть в плен, а можно было и сделаться им на добровольных началах. Одной из разновидностей таких добровольных холопов и были закупы. Ими становились те, кто, взяв денег в долг, обязывался работать на своего кредитора до тех пор, пока не выплатит полностью весь кредит (с процентами, разумеется). Большинство из закупов оставались в холопах пожизненно, поскольку рассчитаться по долгам было не так-то легко: почти все, что они нарабатывали, шло только на погашение процентов. Можно было попытаться выкупиться, одолжившись у другого кредитора, но это означало просто смену хозяина. Вопрос с детьми закупных холопов в разных местах и в разные времена решался неодинаково, но общая тендениця была – обращать в холопы и их тоже. Кредитное рабство становилось наследственным.

А теперь вспомните, сколько наших с вами современников обратилось в таких вот закупов, набирая всевозможные кредиты? Точных чисел я не знаю, но подозреваю, что очень многие. Да что греха таить – сам автор сего поста прошел через закупство ради постройки дома, но милосердием господним уже пару лет как на свободе и, весело матерясь, выбрасывает в мусорку настойчивые предложения новых кредитов, присылаемых банком. А сколько людей обречены работать на банки еще десятки лет? Чем, спрашивается, они отличаются от закупов, от холопов? Ну да, те, древнерусские холопы селились на земле хозяина, пахали землю и отдавали ему урожай, а их нынешние преемники отдают хозяину деньги. Это означает всего-навсего, что их с барщины и натурального оброка пересадили на оброк денежный.

И ведь люди идут в кабалу добровольно! Да что там добровольно – мечтают о ней, как о великом счастье! Банк считает большим одолжением со своей стороны, что соглашается поработить вас. Он требует вперед доказательств, что вы достойны быть его холопом, он щупает вам зубы проверяет вашу платежеспособность, он заглядывает вам в кошельки, выворачивает карманы, сует нос в вашу кастрюлю (так, кажется, объяснял дон Корлеоне горемычному Бонасере?), и лишь тогда благосклонно соглашается наложить на вас свое тавро. И счастливый должник с дрожащими от радостного волнения руками подписывает договор, превращающий его в разновидность кабального холопа.

Человек рождается свободным? Хочется верить. А между тем он всюду в оковах? Да, потому что свобода ему как-то не нужна. Или, по краней мере, не сильно дорога. В оковах ему как-то комфортнее - как рыбе в воде. А разве рыба рождена летать?

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
bip_s
Feb. 21st, 2015 06:07 pm (UTC)
Жид ваш Герцен ...
techwork
Feb. 22nd, 2015 06:55 pm (UTC)
не жид а еврей, а то вещи разные.
(Anonymous)
Apr. 17th, 2015 10:29 am (UTC)
А у вас все жиды,хохлы,черножопые,пиндосы и чюрки. А как обзовешь вас кацапами почему то обижаетесь!
bip_s
Apr. 17th, 2015 10:49 am (UTC)
Нет, я не обижаюсЬ, когда меня называёт "чухной"... правда, когда я этого заслуживаю!
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
muennich
Feb. 21st, 2015 07:06 pm (UTC)
У кого как
fostral2
Feb. 21st, 2015 06:22 pm (UTC)
хоть бы кто похвалил автора...
за что-нибудь
strannik_haski
Feb. 21st, 2015 06:23 pm (UTC)
"Союз нерушимых республик свободных" - главное гимны правильные написать.
malkavianworld
Feb. 21st, 2015 06:32 pm (UTC)
Вы что-то явно не то курили, воля ваша. И я не о фактологических нестыковках вроде авторства "Других берегов".
А в том, что вы фактически уравняли раба, холопа и наемного работника по тому простому критерию, что они от кого-то зависят и потому несвободны.
В действительности же свобода не подразумевает независимости вообще от всех прочих, это в принципе недостижимо. Даже самый свободный в мире человек, садясь в стоматологическое кресло становится зависим от действий стоматолога, ложась на операционный стол - от хирурга и его ассистентов (а так же косвенно от анестезиолога и младшего персонала, который готовил операционную и инструменты). Садясь в такси даже самый свободный человек становится зависим от водителя этого такси, а так же от всех соседей по дорожному движению. И так далее. Просто качество этой зависимости несколько иное.

Раб, холоп или крепостной крестьянин не могли своей волей выйти из зависимости и уйти. Точнее сказать могли, но их за это ловили, наказывали, а то и казнили. Наемный работник от своего работодателя (в условиях нормального рынка, разумеется) зависит значительно меньше, поскольку имеет полную возможность в любой момент беспрепятственно помахать этому работодателю ручкой и сказать "прощайте". И никто его за это не будет ловить, сажать в тюрьму или даже особенно ругать. Двери открыты. Вот с гастарбайтерами, у которых забирают паспорта и держат на нелегальном положении, дело совсем иначе обстоит, их условия действительно можно назвать близкими к рабским. Но с остальными вы сильно преувеличиваете, батенька.
(Anonymous)
Apr. 17th, 2015 10:58 am (UTC)
наемный работник уйти может на другую работу. а может не работать вообще. может уехать жить на дачу или даже в другую страну
а вот хронический должник с просрочкой (закуп это тот кто долг не отдал) эти прав лишен. или "самолишен". и большей части собственности такой закуп может быть лишен в любой момент. и дети его кстати тоже.
papinsibiryk
Apr. 17th, 2015 02:56 pm (UTC)
Товарисч вообще не в теме. Вот пример. Мой кореш лет надцать назад умыкнул профсоюзный санаторий. Поначалу радовался, стал доказывать эффективность частной собственности, инвестировать, стандарты качества, две звездочки, три звездочки... Теперь был бы несказанно рад избавиться от этого чемодана, но не так просто оказалось. Вроде не холоп, не наемный, тем более не раб, а как выяснилось, вполне себе и раб. Тока с другой стороны медали за доблестный труд. Пусть бы товарисч еще книжков почитал. Бердяева, например. Тем более что книжка так и называется "О рабстве и свободе человека". И он бы устыдился своего невежества и умолк.
muennich
Apr. 17th, 2015 03:53 pm (UTC)
Ваш знакомый самый обычный буржуа, предприниматель. Что здесь сложного? И при чем тут Бердяев?
papinsibiryk
Apr. 17th, 2015 07:52 pm (UTC)
Так вот, мой знакомец конченый раб, хотя и не наемный работник и не раб банка. Он раб собственности. Но не в натуральном ее выражении, а понятийном. Он раб понятия собственность, он онтологический раб. Это куда тотальнее. Бывало и философов подавали в рабство, но они оставались свободными, порабощая хозяев. Вы свели понятие свобода к коммерческому кредиту.
muennich
Apr. 17th, 2015 11:08 pm (UTC)
А вы увели понятие рабства в метафизические дебри. Онтологически можно быть хоть чертом с рогами - важно, что происходит в реальности. Раб останется рабом, а рабовладелец - рабовладельцем, и никакое словоблудие это не изменит
papinsibiryk
Apr. 22nd, 2015 01:50 am (UTC)
Ну тогда ответственно заявляю вы понятия не имеете о понятиях
kritik1905
Feb. 21st, 2015 06:32 pm (UTC)
Хорошая мысль, правда неточность литературного произведения все подпортила
ermolaevfp
Feb. 21st, 2015 06:32 pm (UTC)
Очень меткая аналогия! Полностью согласен.
4250
Feb. 21st, 2015 06:33 pm (UTC)
Ну, что там - мы все рабы силы тяготения Земли:) Но кредитное рабство - да, это факт.
oleg16
Feb. 21st, 2015 06:53 pm (UTC)
А разве рыба рождена летать?
--------------------------------------------------------------------------
Вы уже в улете? Счастливого ползанья на просторах инета!
look_y
Feb. 21st, 2015 06:54 pm (UTC)
А ещё мы рабы своих родителей: они нас не спрашивая родили, а мы потом их всю жизнь ДОЛЖНЫ за это любить и поддерживать материально
nektosteen
Feb. 21st, 2015 07:12 pm (UTC)
ППКС.
Рабство - очень комфортное психологическое состояние. Освобождает от необходимости принимать решения.
muennich
Feb. 21st, 2015 07:17 pm (UTC)
Да, верно
pezda_hollywuda
Feb. 21st, 2015 07:23 pm (UTC)
ой, да, ты мужик, тоже - и то, и другое, - так что не лезь на рожон...
(no subject) - seine_das_jedem - Feb. 21st, 2015 07:49 pm (UTC) - Expand
egorpravdorubov
Feb. 21st, 2015 07:52 pm (UTC)
Доходчиво все описали. Все верно так и есть...

Чтобы скрыть современное рабство придумали такое понятие, как демократию.

Свобода выбора, которого по факту нет. Я коряво, но в своих постах это изложил.

Еще есть такое понятие, как преданные холуи, те кто любят служить своему хозяину, но признавать своего рабства не хотят.
muennich
Feb. 21st, 2015 07:56 pm (UTC)
Такие холуи - самые фанатичные
foxfire_111
Feb. 21st, 2015 08:19 pm (UTC)
techwork
Feb. 22nd, 2015 06:55 pm (UTC)
проблема в капиталистической системе - там где она всегда будет рабство - завуалированное в той или иной форме.
turbolunokhod
Apr. 17th, 2015 10:13 am (UTC)
1.Между рабом и закупным холопом (так же как и "рабом" банков) есть принципиальная разница - у раба выбора не было (он или родился рабом ,или попал в плен) , а закупного холопа (как и у "раба" банков) был выбор -брать у в долг или нет ?

2.Большинство титульного населения России - мещане .За место холопов у нас гастеры из Средней Азии .

ПЫ СЫ Я не знаю ,изучают ли сейчас в школе Герцена ,но однозначно считаю, что в школьной программе не должно быть совестливых страдальцев вроде : Радищева,Герцена ,Белинского,Чернышевского ,Некрасова,Добролюбова .Вреда от них много больше,нежели пользы .

Edited at 2015-04-17 10:14 am (UTC)
pusets
Apr. 17th, 2015 10:15 am (UTC)
Демагогия.
pravdoiskanie
Apr. 17th, 2015 10:15 am (UTC)
В электронном концлагере уже живёт народ!
И ждёт покорно, пока его чипируют, как скот!
Мне за 5 лет труда не платит богач РПЦ глава.
Суд на стороне поп-мафии, поддержки нема!
camedy_club
Apr. 17th, 2015 10:22 am (UTC)
Почему к нам рабам в Москву едут хохлы ищачить на нас? Вот вопрос!
ogur67
Apr. 17th, 2015 10:29 am (UTC)
Да, все верно, но ведь необходимость есть, дышать и тп - тоже зависимость и рабство, мы рабы своего желудка. И природная тупость от рождения усиливает рабство - позволяет более умным паразитировать на более групых. Одна надежда- что когда-нибудь более умные станут нравственными, и перестанут делать средних глупыми и эксплуатировать дураков.
Svetlana Yakovleva
Apr. 17th, 2015 10:34 am (UTC)
Нет. Свобода всем нужна. Просто когда выбор между свободой и сохранением жизни, то решается некоторыми в пользу сохраненияжизни. И закупным холопом становились, напр., полностью лишившись урожая, когда человек обречен был на голодную смерть, потому и брал закуп.
Или - жить Вы где собирались без дома? На улице долго не протянешь. Тот же выбор.
hesh_ke
Apr. 17th, 2015 10:34 am (UTC)
положение хуже рабского, поскольку о рабе должен заботиться его хозяин, чтобы раб был обут, одет и накормлен.

В нынешнем времени вы можете тупо сдохнуть с голоду или оказаться на дне общества и тоже сдохнуть. Нопремер вы не нашли работу-все. Вам нечем платить за квартиру, вас не сразу, но выселят. Вам нечем заплатить за еду. Альтернативы жить на природе и добывать пропитание охотой не, ее нас лишили очень давно.

Самое страшное- это рабство без оков, когда человек их не ощущает.
ogon_777
Apr. 17th, 2015 12:05 pm (UTC)
Ну в России-то еще есть варианты. Купить завалюху с полгектаром чернозема за 100-200 тысяч руб запросто на Алтае например, охоться, рыбач, грибы собирай в окрестном лесу, огород, скотину. А вот в других странах беда, земли свободной и копеечной нет, а у нас уже по гектару бесплатно собираются раздавать.
hesh_ke
Apr. 17th, 2015 01:46 pm (UTC)
не каждый готов жить хер знает где без удобств и вдали от привычной обстановки. Огород скотинку- оно конечно хорошо, все кризисы побоку, но работа аццкая. А хлеб ты будешь сам печь, а одежду шить? ога-ога.

Значет надо где то еще и продавать то, что вырастил. И не думай, что на алтае картошка по 45 рублей как в Москве. Продашь полурожая- хватит купить что одеть. Да и к ружью патроны тоже в магазине продаются.

А еще ты будешь платить налог на землю. Какая нахрен это твоя земля, если ты платишь за нее налоги?

А не понравится государству такая вольница, живешь своим умом, рыбку удишь охотиться ходишь, не за тех голосуваешь, и сделают налоги на землю такие, что проще будет удавиться.
Ну понятно, если ты один уйдешь в леса, никто ничего не сделает, но в случае массовости- у государства много рычагов давления сделать чтобы ты жил как им надо.
ogon_777
Apr. 18th, 2015 12:01 am (UTC)
Я там вырос. Рычагов давления все ж поменьше. А работа конечно аццкая, если не с привычки с детства
egg00
Apr. 17th, 2015 10:51 am (UTC)
Детский вопрос.
Абсолютная свобода невозможна просто потому, что
существуют разделяемые ресурсы, т.е. такие вещи, которые мы не можем объявить своими и никому не давать.
Воздух, вода и ещё много-много веществ и вещей вплоть до унитаза, на который невозможно сесть вдвоём, только по очереди - налицо ограничение свободы.
Кроме того возникает необходимость делать какую-то работу совместно - опять ограничение свободы, так как приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.
Любая общественная структура - ограничение свободы, будь то партия, армия или государство.
Любые правила или законы - суть ограничение свободы.
Ну и так далее.
Получается, что самый свободный человек, это бомж, который никому ничего не должен, и ничего ни от кого не ждёт.
zjivchik
Apr. 17th, 2015 10:57 am (UTC)
вечная тема
vikivanov
Apr. 17th, 2015 11:00 am (UTC)
Все относительно...
Как там говорили классики марксизма-ленинизма: "Свобода есть осознанная необходимость"?
(Anonymous)
Apr. 17th, 2015 11:18 am (UTC)
стоит добавить что в большинстве ипотечных договоров прописана обязаность заемщика уведомлять банк (в кратчайший срок) об всех существенных изменения своего существования. начиная от номера телефона
а недавно выдвигался законопроект запрещающий хроническим должникам вступать в законный брак.
ну а про ограничения на выезд из страны все знают.
anishenko_v_v
Apr. 17th, 2015 11:20 am (UTC)
Вся наша цивилизация - добровольное рабство.
fly_yorik
Apr. 17th, 2015 12:11 pm (UTC)
А таки смешно читать умствования потомков недавних рабов о свободе. Такой анти-карго культ вылезает сам собой
muennich
Apr. 17th, 2015 12:56 pm (UTC)
А вы, надо полагать, потомок рабовладельцев?
(no subject) - freefilosofer - Apr. 18th, 2015 08:03 am (UTC) - Expand
muennich
Apr. 18th, 2015 08:12 am (UTC)
Буду рад)
( 48 comments — Leave a comment )

Profile

muennich
muennich

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com