?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Украинские ассоциации

Кто знаком с украинской литературой, тот знает, что на 99,99% она состоит из нечитабельной макулатуры. Тем не менее, в этой литературе, как и в любой подобного рода субстанции, можно отыскать жемчужное зерно. Таковым, без сомнения, является пародийная «Энеида» Котляревского, - единственное украинское творение, которое я и мои товарищи когда-то в школе читали не из под-палки.



Но, в целом, украинская словесность была настолько безотрадным зрелищем, что, заканчивая школу, ученики если и радовались чему, так это возможности позабыть о ней как о дурном сне и никогда более не вспоминать. Сказал бы мне кто тогда, что вспомнить все-таки придется, и где – в Риме, в галерее Боргезе!

Ассоциации детства – они самые стойкие. Благодаря «Энеиде», первые строфы которой мы заучивали наизусть, с прекрасным именем «Юнона» у меня лично ассоциируются с довольно богохульное определение. Но еще благодаря тоталитарной советской школе и навязанным ей ассоциациям для меня не составило труда с первого взгляда узнать этого товарища.



Эней был парубок бедовый
И хлопец хоть куда казак,
На шашни прыткий, непутевый,
Затмил он записных гуляк.
Когда же Трою в битве грозной
Сровняли с кучею навозной,
Котомку сгреб и тягу дал;
С собою прихватил троянцев,
Бритоголовых голодранцев,
И грекам пятки показал.

Но вот чего нам в школе не рассказывали – так это о том, каких именно троянцев прихватил с собой Эней. А прихватил он с собой – причем прихватил в буквальном смысле, так, как это изображает скульптура – своего больного старого отца Анхиза.

Когда римляне включили Энея в число своих основателей (точнее, их предка), они характерным образом делали акцент на том, что Эней спас именно отца. Хотя спасал он и своего сына (цепляется сзади за ногу), и супругу (в скульптурной группе не показана). Конечно, это не случайно: ведь именно римляне сформировали понятие о патриотизме. Патриотизм немыслим без отечества, а отечество столь же немыслимо без отца. Так что не зря Эней, чьим назначением было – найти для остатков троянцев новое отечество, не мог не прихватить  с собой отца.  Ведь, как установил Пушкин, величие человека основано на двух чувствах: любви к родному пепелищу и любви к отеческим гробам; а коль скоро Эней лишился возможности лицезреть родное пепелище (и не в переносном, а в буквальном смысле, поскольку от его отечества остался только дым, который сладок и приятен), ему до зарезу нужно было вытащить и родителя, чтобы было кого потом положить, прости Господи, в гроб. Правда, моей эрудиции не хватает на то, чтобы знать, довез ли Эней Анхиза до Лация.

Но в чем римляне безусловно были правы – что поступок Энея заслуживает одобрения и подражания. Тащить на себе родителей, старых и немощных – безусловно, один из высших императивов, делающих человека человеком.

Столь же бесспорно, что Бернини – величайший скульптор всех времен и народов. Ну, скажем так, для меня это бесспорно. После этой скульптуры и после вот этого Давида я не могу в этом сомневаться.



Но, правда, я еще не бывал во Флоренции и не видел еще более знаменитого Давида, так что суждение могу выносить только на опыте знакомства с копией в московском музее, потому я согласен впоследствии изменить свою точку зрения.



Posts from This Journal by “История” Tag

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
alanwitjas
Aug. 31st, 2015 07:00 pm (UTC)
Спасибо. Познавательно и увлекактельно
muennich
Aug. 31st, 2015 07:37 pm (UTC)
Благодарю за поддержку)
(no subject) - alanwitjas - Aug. 31st, 2015 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 1st, 2015 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - alanwitjas - Sep. 1st, 2015 09:20 am (UTC) - Expand
evgeny_leskov
Aug. 31st, 2015 07:55 pm (UTC)
Смотрю на эти скульптуры и понимаю, что при том уровне технологии их невозможно было сделать...
muennich
Aug. 31st, 2015 07:57 pm (UTC)
Думается, их и сейчас мало кто сделает.
(no subject) - evgeny_leskov - Aug. 31st, 2015 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alanwitjas - Aug. 31st, 2015 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbcec - Sep. 1st, 2015 07:18 am (UTC) - Expand
Дмитрий Каменщиков
Aug. 31st, 2015 08:02 pm (UTC)
Если честно, Давид Бернини мне нравится больше, но во Флоренции обязательно побывайте. Там есть ещё много шикарных скульптур, например как потомок Энея похищает себе бабу, пиная при этом ейного папу.
muennich
Aug. 31st, 2015 08:11 pm (UTC)
Да, побывать надо. А потомок - это Ромул или кто еще?
(no subject) - Дмитрий Каменщиков - Sep. 1st, 2015 11:00 am (UTC) - Expand
mirty
Aug. 31st, 2015 08:33 pm (UTC)
Не зря же сами школьники придумали:
Краще зъicти кирпичину,
Чiм учiть Павла Тычiну.
muennich
Aug. 31st, 2015 08:45 pm (UTC)
Ага, помню)
На майдане коло бани
спит Тычина в чемодане
mona69
Sep. 1st, 2015 06:06 am (UTC)
Бернини - гений. Для меня это бесспорно :)
muennich
Sep. 1st, 2015 06:17 am (UTC)
Да, тут спорить трудно
(Anonymous)
Sep. 1st, 2015 07:05 am (UTC)
автор блога мелкий человек, укр литература колоритная, интересная, разная. Я могу перечислить десятки произведений и авторов которые будут интересны любому образованному человеку.
gonzass
Sep. 1st, 2015 07:12 am (UTC)
... и где же таковая - чтоб в др. странах её литературоведы изучали,
как русскую?
Где аналоги Льва Толстого, Достоевского, Бунина, Булгакова и пр.?
Гоголя не предлагать, он на мове не писал))
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 1st, 2015 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - gonzass - Sep. 1st, 2015 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - Jen? Hatty? - Sep. 1st, 2015 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Sep. 1st, 2015 07:59 am (UTC) - Expand
kvasin_yura
Sep. 1st, 2015 07:12 am (UTC)
Кто знаком с украинской литературой, тот знает, что на 99,99% она состоит из нечитабельной макулатуры.

Аффтар зОчОд афтаматом. Гони зОчОдку. БУГАГА
bulgakovatodays
Sep. 1st, 2015 07:16 am (UTC)
О-да, украинскую литературу можно только обнять и плакать. Хотя для меня единственным хорошим произведением среди этой макулатуры были "Тореодори із Васюківки", даже дома их читала :)

А Котляревского мы тоже учили :)
"А зла Юнона, суча дочка,
Розкухкудахталась як квочка..." :D
windmusicfest
Sep. 1st, 2015 07:23 am (UTC)
Совершенно верно. Укролитература-эрзац продукт. В школе преподаватели относились к этим "творам" с брезгливостью, как к ущербному явлению, но чаще высмеивали практически открыто. Потому как Одесса-русский город и свиномова была слышна только на Привозе, да и то не очень часто.
barbuljak
Sep. 1st, 2015 07:25 am (UTC)
Украинская литература это унылое говно, в отличии от музыки.
ebramar
Sep. 1st, 2015 07:26 am (UTC)
Автор - типичный патриот русского бабла, который живет в загнивающей гейской Гермашке, но зарабатывает в России, обсирая все, во что ткнули пальцем кремлевские работодатели.
И таких обсирателей-фрилансеров у Кремля целая куча. Взять хоть известного Путника 1, который тоже воюет за Россию со своей дачки в Испании.
А сейчас забань меня дружок. Докажи что я прав.
(Anonymous)
Sep. 1st, 2015 07:54 am (UTC)
Тебя армия Новороссии забанит.
(no subject) - ebramar - Sep. 1st, 2015 09:14 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Sep. 1st, 2015 07:35 am (UTC)
ничто так не выдает провинциальность и недостаток образования, как упоминание о "низости" литературы либо искусства любой страны и национальности.
(Deleted comment)
vragi_vokrug
Sep. 1st, 2015 07:38 am (UTC)
Не надо обижать хохлов! Они, просто, заблудились)
(Anonymous)
Sep. 1st, 2015 07:44 am (UTC)
Я читала "Роксолану", Ивана Франко и Коцюбинского. А вот феерический роман "Хиба ревуть воли як ясла повнi" - на редкость нудный и банальный, а детям его преподносят как шедевр.
zmey_gadukin
Sep. 1st, 2015 08:03 am (UTC)
Кто знаком с украинской литературой, тот знает, что на 99,99% она состоит из нечитабельной макулатуры.(c)
Сказать такое, может лишь человек весьма ограниченный интеллектуально, либо ничего не читавший, либо просто ради обыкновенного срача. А если так, то он еще и просто подлец. ))
На вскидку: "Кайдашева семья".
(Deleted comment)
(Deleted comment)
employee10
Sep. 1st, 2015 08:10 am (UTC)
Зря так автор об украинской литературе. Зря.
Да, она мало известна в мире, впрочем, как и литература, к примеру, швейцарская или голландская. И изучали украинскую литературу в школе "из-под палки". Это так.
Всё-таки Гоголь украинский писатель, хоть и писал на русском языке. Это раз.
Шевченко - украинское всё. Это два.
Другие, типа Тычины, Украинки или там Сковороды - на любителя. Много их.
А вот этот Котляревский - как раз таки "литература" пошиба нашего Баркова, только что без матов.
(Deleted comment)
Re: тю тю тю... - employee10 - Sep. 1st, 2015 08:35 am (UTC) - Expand
Re: тю тю тю... - misha_makferson - Sep. 1st, 2015 09:48 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
vovo555
Sep. 1st, 2015 08:29 am (UTC)
Ну, Тычина - это понад усе, неужели читают до сих пор?
umab_c_pex
Sep. 1st, 2015 08:40 am (UTC)
Легше з'iсти кирпичину нiж вивчать Павла Тичину.
:0)))
dashovykazhete
Sep. 1st, 2015 09:32 am (UTC)
Пером огненним вічність пише
Свій нескінчимий фоліант
І вітер з ніжністю колише
Листки замислених троянд.
Краса іде, гаптує злотом
Ясні, глибокі небеса,—
А ми затоптуєм болотом
Все те, що в нас самих — краса.

zhuzhutcka
Sep. 1st, 2015 09:35 am (UTC)
Вообще-то "Энеиду" написал Вергилий. Был такой латинский поэт... А во-вторых, безапелляционно утверждать, что "украинская литература на 99,99% она состоит из нечитабельной макулатуры" может лишь самый отъявленный мудак.
Ирина Остапчук
Sep. 1st, 2015 02:43 pm (UTC)
Читать-то можно всё, даже прогноз погоды. Речь о том, что украинская литература во многом вторична по отношению к европейской и русской. Можно, конечно, подавать стих Симоненко "Ти знаєш, що ти людина.." как откровение... если никогда не слышал о Мандельштаме. И Шевченко - поэт уровня и таланта Некрасова (и тема близкая), но никак не Пушкина и тем более Шекспира. Однако Шекспиру и не снились те эпитеты, к-рыми награждают сейчас Шевченко, зтого "Великого Кобзаря, Гения, Выдающегося Мыслителя, Гениального.. и прочая, и прочая...
В ХІХ в. среди массы слезливой и сентиментальной литературы (выражение одной знакомой), конечно, есть Коцюбинский, Нечуй-Левицкий, Леся Украинка... Позже - поэты начала ХХ, Лина Костенко... Но немного их ;-) В ХХ - преобладает соцреализм или, наоборот, сатира на клятых москалей (псевдоисторические романы и т.д.). Литература конца ХХ-ХХІ в. пока ещё в зачатке, её в школе обзорно преподают. Так что... никуда пока школьникам не деться от "видатного письменника Котляревського" и его "Енеїди":((

Edited at 2015-09-01 02:50 pm (UTC)
muennich
Sep. 6th, 2015 12:39 pm (UTC)
Кратко и по существу)
jumpingleo
Sep. 1st, 2015 03:54 pm (UTC)
Умный свидомит (хотя такой ещё не нашёлся) резонно скажет, по большому счёту, что нет бельгийской, лихтенштнейнской, люксембургской, голладнской, шведской литературы. Ну как украинской (у этих есть ворованный Гоголь) или белорусской (ворованный Мицкевич).
В Европе есть французская, русская, испанская, немецкая литературы. Всё. Есть американская литература (вынужден признать).
Но означает ли, что эти нации (кто не имеет своей литературы) не имеют право на самоопределение? Имеют, имеют. Но это и доказывает, что эти нации искусственно созданы. Вот он критерий искусственности.
muennich
Sep. 6th, 2015 12:42 pm (UTC)
Насчет искусственности очень интересное наблюдение, спасибо)
morena_morana
Sep. 2nd, 2015 05:09 pm (UTC)
Я тоже еще не бывала во Флоренции
(Anonymous)
Sep. 3rd, 2015 09:28 am (UTC)
О! Мы в школе (БССР) тоже подобное читали - "Энеида наизнанку" Ровинского (правда в годы моей учебы автор считался неизвестным). Еще из серии таких сатирических поэм есть "Тарас на Парнасе".
muennich
Sep. 6th, 2015 12:37 pm (UTC)
Спасибо, интересно, попробую найти перевод при случае)
(no subject) - alar563 - Sep. 21st, 2015 07:01 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 56 comments — Leave a comment )

Profile

muennich
muennich

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com