?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В моей работе психиатром часто приходится иметь дело с людьми, которые, будучи психически больными, стараются казаться здоровыми; обратная ситуация – когда психически здоровые люди пытаются изобразить у себя душевный недуг – встречаются гораздо реже (в судебной психиатрии картина иная, но в той сфере мне работать не приходилось). И надо было такому случатся, что с подобным Берлагой мне пришлось встретиться во время отпуска.

Правда, этот человек давно уже умер. Но память о себе он оставил настолько значительную, что бюст его можно встретить в одном из знаменитейших музеев мира.

Дело было в апреле текущего года, во время моей поездки с семьей в Первый Рим. Встреча произошла в Капитолийском музее.

Но еще до того, как я наткнулся на изображение самого удачного симулянта античности, на глаза мне попалась другая старая знакомая. Знакомая по рисунками на обложках и форзацах добрых старых книжек.

Вот она.

Волчица с пастью кровавой,
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.

Николая Гумилева я полюбил за его африканский цикл, после путешествия в Кению. Но у него, почти как у Пушкина, есть стихи на любой случай жизни.

С тобой младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть,
Они не люди, волчата,
У них звериная масть....

О том, что младенцы приделаны к гораздо позже, знали давно. В последние годы появились сомнения относитлельно датировки самой волчицы – вроде бы данные радиоуглеродного анализа и техника отливки говорят о том, что скульптуру создали в XI-XII вв. С другой стороны, достоверные упоминания о существовании статуи относятся по крайней мере  к X веку; к тому же материал, из которого сделана скульптура, использовался только в античное время.

Но подлинник ли это или средневековая копия античной скульптуры которая несомненно стояла на Капитолийском холме и в которую ударила молния в 65 году д.н.э., она все равно прекрасна в своей незамысловатой простоте, как тот город, символом которого она по праву является.

И город цезарей дивных,
Святых и великих пап,
Он крепок следом призывных,
Косматых звериных лап.

Помимо цезарей и пап, Рим еще славился своими доблестными мужами, защитниками свободы и республики. И первым из них был он – Луций Юний Брут, свергнувший последнего римского царя Тарквиния Гордого и установившего в Риме республиканские порядки.



На самом деле нет никаких доказательств, что бюст изображает именно Брута. Но так уж повелось считать, а силу традиций переломить трудно.

Прозвище Брут по-латыни означает ничто как «тупица». Столь нелицеприятную кличку Луций заслужил себе сознательными усилиями – чтобы обезопасить свою жизнь. Хотя он и приходился царю племянником (мать его была родной сестрой Тарквиния), однако его знатность не только не служила защитой, но скорее была дополнительным фактором риска. Деспотический царь, изматывающий народ в войнах и на строительных работах, не щадил и знать, в среде которой он не без основания подозревал заговоры. К тому же он, подобно позднейшим диктаторам и цезарям, конфисковывал имущество казненных в свою пользу.

И тогда Брут, как Гамлет, счел за лучшее спрятаться  за личиною безумия. Вот как писал об этом Тит Ливий: «В свое время, услыхав, что виднейшие граждане, и среди них родной его брат, убиты дядею, он решил: пусть его нрав ничем царя не страшит, имущество – не соблазняет; презираемый – в безопасности, когда в праве нет защиты. С твердо обдуманным намерением он стал изображать глупца, предоставляя распоряжаться собой и своим имуществом царскому произволу, и даже принял прозвище Брута – «тупицы», чтобы под прикрытием этого прозвища сильный духом освободитель римского народа мог выжидать своего времени».

Обман прошел как нельзя лучше: Тарквиний ничего не заподозрил, Брут в качестве шута близко сошелся с сыновьями тирана Титом и Аррунтом. Но каким образом симулировал Брут?

В легендах на этот счет есть только один намек. Когда Брут вместе с сыновьями Тарквиния был послан к дельфийскому оракулу (поводом послужило тревожное знамение – из деревянной колонны в доме Тарквиния выползла змея, что считалось предвестием смерти), то оракул, среди прочих туманных пророчеств, спрогнозировал, будто царю не угрожает никакой опасности до тех пор, пока собака не заговорит человечьим языком. Царевичи посчитали, что их отцу опасаться нечего; на самом деле это был намек на Брута, который часто лаял по-собачьи.

То, что люди с умственной отсталостью или с психическими недугами будто бы  ведут себя подобно животным – одно из древнейших и широко распространенных заблуждений. Поэтому симулянты, пытавшиеся изобразить душевный недуг, нередко начинали выть, лаять, ходить на четвереньках.  В наше время благодаря общему повышению образованности населения столь примитивный обман уже не встречается, но в прежние времена он был широко распространен.

Правда, подражание животным при олигофрении может возникать в рамках пуэлиризма (детского поведения) как элемент игры. То, что Брут симулировал именно олигофрению, т.е. врожденное слабоумие, видно уже из его прозвища: если бы он изображал психоз, современники отметили бы его кличкой наподобие «помешанного» или «буйного». Изображая глупость, Брут воспроизводил поведение играющего ребенка – отсюда и мог возникнуть лай.

Теоретически лай был бы еще возможен в рамках крайне редкого в наши дни, но часто упоминаемого в исторических источниках симптома – ликантропии. В узком смысле при ликантропии заболевший считает себя обращенным в волка, в более широком смысле речь может идти о превращении в любое другое животное. Описанный еще современником Галена, этот симптом в новейшее время стал настолько редок, что многие психиатры даже сомневаются в его реальности; тем не менее, в научной литературе иногда можно встретить современные случаи ликантропии – чаще всего в качестве бредовой темы при тяжелой психотической депрессии или при шизофрении. Но изображать из себя настолько тяжело больного вряд ли входило в планы Брута – это был бы уже перебор.

В общем, насколько это позволяет легендарный характер известий, можно заключить, что Брут выбрал идеальную линию симуляции: он выглядел достаточно недужным, чтобы не вызывать опасений Тарквиния, но в то же время достаточно здоровым, чтобы быть допущенным к его сыновьям.

Пророчество оракула, как известно, исполнилось после того, как Лукреция, изнасилованная одним из сыновей тирана, прилюдно покончила с собой. В тот же момент «Тупица» сбросил маску, вынул нож из тела погибшей героини и с криком «Доколе?!» поднял народ против царской власти. Строго говоря, само из самого по себе из преступления, совершенного царевичем, не вытекает необходимость свержения царя, не говоря уже об отмене монархии как таковой. Но вот – свершилось. Рим не просто стал республикой – римляне получили такую прививку ненависти к царской власти, что много столетий спустя, уже при цезарях, они никак желали признать, что монархия вернулась; сами императоры поддерживали эту иллюзию, оставив нетронутыми все республиканские институты и выстраивая свою вертикаль власти не вместо, а параллельно им.

Примечательно, что римляне, столь высоко ценившие республиканское правление, верили в то, что толчком к ее рождению послужила смертная обида, нанесенная женщине. Хотя, конечно, дело не только в оскорблении Лукреции – оскорблению подвергся и ее муж Коллатин, и в целом закон гостеприимства (а этот закон ставился тогда ой как высоко), и вся знать, (а знать в те времена и была римским народом, плебеи еще не стали полноценными гражданами); легенды приписывают Тарквинию целый ряд преступлений против справдливости и законов, так что изнасилование Лукреции стало лишь последней каплей. Все это так. Тем не менее, ключевая роль женщины в одном из самых значимых моментов в легендарной части римской истории далеко не случайна.

 Тут можно заметить влияние греческой мифологии и мифологизированной истории, в которой столь заметное место занимала тема похищения женщин. Хотя Секст не увозил супругу от Коллатина, как это сделал Парис с  женой Менелая, однако изнасилование в данном контексте рассматривалось как то же похищение, только еще более циничное и наглое.

Вообще грань между похищением и изнасилованием женщины достаточно зыбка. Неспроста в английском языке и то и другое обозначается одним и тем же словом rape. Знаменитая скульптура непревзойденного Бернини по-английски значиться как «The Rape of Proserpina“. Этот шедевр мне тоже посчастливилось увидеть, только уже в другом музее.




Там, же в галерее Боргезе, представлен еще один случай то ли похищения, то ли изнасилования – погоня Аполлона за Дафной. Правда, эта попытка благодаря вмешательствам внешних сил окончилась неудачей.


Понятно, впрочем, что полностью отождествлять похищение с изнасилованием не стоит. Парис похитил Елену с полного ее согласия. Но для оскорбленного Менелая, для его поданных и для всех ахейцев это не послужило веским оправданием. Более того, из-за добровольного похищения Елены ахейцы положили немыслимое число людей, не имеющим к этому никакого отношения, при этом сама Елена отделалась возвращением к законному супругу.

Это – не единственный случай долговременной кровавой вражды, вызванной похищением женщин. Знаменитый Геродот считал началом неприязни между эллинами и «варварами» (т.е. азиатами) тот день, когда финикийские торговцы увезли из Аргосса местную царевну Ио. В отместку за это некоторое время спустя некий эллин прибыл в финикийский город Тир и похитил оттуда царскую дочь Европу. Геродот полагал, что он был критянином, - ведь Европа, как гласит знаменитый миф, была доставлена именно на Крит. В более известном варианте сказания похитителем выступал сам Зевс, а похищенная царевна дала свое имя той части света, которая вот уже не одно тысячелетие остается любимицей истории. Впрочем, Геродот полагал идентичность имен случайным и совершенно справедливо замечает, что, будучи доставленной на Крит, царевна так и не достигла материковой Европы, и, следовательно, не могла наделить ее своим именем.

«Отомстив», таким образом, азиатам за умыкание Ио, эллины не удовлетворились этим: прибыв в Колхиду, они похитили царскую дочь Медею. Когда же царь колхов отправил в Грецию послов с требованием выплатить пеню, эллины «дали такой ответ: так как они сами не получили пени за похищение аргивянки Ио, то и царю ничего не дадут». Похищение Европы хитрющие греки ненавязчиво списали со счета, заодно заставив колхов расплачиваться за грехи финикиян. Вот эта-та наглость и побудила будто бы Париса (которого Геродот называл Александром) решиться на увоз Елены. И когда греки требовали от троянцев возвращения Елены и выплаты пени, «троянцы бросили им упрек в похищении Медеи».

Геродот полагал, что последующие взятие и разорение Трои послужило началом вражды между персами и греками, приведшей в конце концов к греко-персидским войнам – ведь Троя стояла на азиатском берегу, а персы-де считают все азиатские земли и все живущие в них племена «своими». Не составит труда уличить «отца истории» в анахронизме, но сам ход его мыслей, согласитесь, не безынтересен. В равной степени примечательно его замечание о различиях в коллективной психологии европейцев и азиатов (кажется, первое в таком роде):

«Похищение женщин, правда, дело несправедливое, но стараться мстить за похищение, по мнению персов, безрассудно. Во всяком случае, мудрым является тот, кто не заботится о похищенных женщинах. Ясно ведь, что женщин не похитили бы, если бы те сами того не хотели. По словам персов, жители Азии вовсе не обращают внимания на похищение женщин, эллины же, напротив, ради женщины из Лакедемона собрали огромное войско, а затем переправились в Азию и сокрушили державу Приама».

К этому можно было бы добавить – римляне ради женщины свергли монархию и поменяли государственный строй. Пусть это и легенды, пусть тут много предубеждений против азиатов (которые вовсе не так равнодушны к чести своих женщин, как это представляется Геродоту), но исторические легенды возникают не на пустом месте.

Обмен женщинами с древнейших времен был составной частью взаимоотношений между социальными группами. Обмен предполагает равноценное воздаяние за взятое. Похищение же является преступлением, направленным уже не против отдельно взятой женщины, не против даже ее законного обладателя, а против целой социальной группы – рода, клана, племени. Упорядочность обмена женщинами, четкость и неукоснительное соблюдение правил такого обмена – важнейший признак цивилизованности, отличающий его от дикости. Неспроста автор «Повести временных лет», противопоставляя тихих и кротких полян (которые «имеют брачный обычай» и у которых приносят на невесту «что дают») диким звериным древлянам, которые «жили по-скотски» и «умыкали девиц у воды». Представлены в «Повести...» и промежуточные формы группового брака, где похищение женщин уже не насильственное, а по предварительному сговору: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же себе на две и по три жены».

Поэтому нельзя не увидеть если не конкретно-историческую, то социально-психологическую достоверность рассказов о том, как из-за похищений и изнасилований женщин сокрушали города и сменяли государственный строй. Как нельзя не признать, что ради женщины, ради великой красоты, воплощенной, в том числе,  в знаменитой статуе из того же Капитолийского музея, можно совершить и не такое.

Венера Эсквилинская (вариант - Клеопатра VII):


Эта скульптура, как и многое римское, является подражанием эллинскому исскусству, в данному случае - неоаттической школы. В чем римляне были не подражателями, а оригиналами, - так это в жестокости, в чем я лишний раз имел возможность убедиться в Капитолийском музее, увидев до жуть натуралистичную скульптуру Марсия, с которого заживо содрали кожу.


Но римлянам удавалось и подражание прямо-таки идиллическим сценам - взять хотя бы прославленного в веках мальчика, вытаскивающего занозу.




Римляне не комплексовали по поводу своего подражательства и охотно уступали другим народам пальму первенства во всех видах искусств и наук, скромно оставляя за собой чемпионство в войнах и завоеваниях.
"Римлянин! Ты научись народами править державно-
В этом искусство твое! - налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!"


И еще римляне были великими первопроходцами в юридической науке. Среди прочего, они сформулировали используемое и поныне понятие брака – понятие, которое полностью исключало как похищение и вообще всякую форму насилия, вводя необходимость «согласия» и «сожительства со свободной женщиной». Римский брак был одним из предтечей высшей на сегодняшний день формы брака, а именно брака христианского. На это обстоятельство христианские апологеты указывали еще императору-философу Марку Аврелию.


В наше время христианский брак, кажется, доживает последние дни. Что придет ему на смену и придет ли вообще – можно лишь гадать. Но этим я займусь как-нибудь в другой раз.

Posts from This Journal by “Рим” Tag

  • Украинские ассоциации

    Кто знаком с украинской литературой, тот знает, что на 99,99% она состоит из нечитабельной макулатуры. Тем не менее, в этой литературе, как и в любой…

  • Священные камни Европы

    Одно из великих преимуществ современной жизни – открытость мира, и дай бог, чтобы она просуществовала подольше. Чтобы можно было свободно…

  • Заброшенный город

    Красные кхмеры верно говорили, что город ничего не производит и только потребляет. Они объявили городу войну и насильно выселяли людей в сельскую…

  • Вива, московитии, или Рим наш

    Мы, русские, обладаем историей, столь густо насыщенной воинскими успехами, что можем позволить себе роскошь многие из них подзабыть. Более того, в…

  • На страшном месте

    Эти люди пьют кровь младенцев, они практикуют инцест во время своих тайных оргий, они - безбожники. По каким-то причинам власти проявляют к ним…

  • Одесса. Сжечь - не значит опровергнуть.

    Из века в век изуверские, реакционные, дьявольские силы прибегают к огню, дабы утвердить свое господство. Они снова и снова жгут людей, потому что…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
bloginmydreams
Sep. 13th, 2015 07:30 am (UTC)
Даааа
Завидую что видели все своими глазами!
muennich
Sep. 13th, 2015 08:01 am (UTC)
Сбывшаяся мечта детства)
rex_evol
Sep. 13th, 2015 07:44 am (UTC)
Ничего красивей на планете Земля имхо нет.
muennich
Sep. 13th, 2015 08:01 am (UTC)
Согласен.
photomoneystock
Sep. 13th, 2015 08:03 am (UTC)
а в замке можно фоткать?
muennich
Sep. 13th, 2015 08:18 am (UTC)
В Боргезе? Можно, только какие-то ограничения по вспышкам, но и в этом отношении никто не свирепствует.
cambria_1919
Sep. 13th, 2015 08:06 am (UTC)
Римляне не только отличались склонностью к формализации всего и вся, оттого они дали образцы юриспруденции. Они, в отличие от греков, менее считали женщины кем-то вроде овцы, более или менее ценным имуществом.

Вот популярный сюжет аттической комедии, в разных вариациях имеющийся у разных авторов. Римских в том числе, которые и тут копировали греков (причём действие римских комедий разворачивается традиционно в Греции).
Благородный молодой человек, захмелев на каком-нибудь народном празднике или просто так, встречает на дороге очаровательную девушку и насилует её. не запоминая лица и не спрашивая имени. Проходит некоторое время. Тот же молодой человек где-то видит милую девушку и влюбляется без памяти, хочет жениться. Оставим в стороне козни папаши, планирующего для сына иной брак, и помощь парасита и бойкого раба, помогающих влюблённому увидеть красавицу хоть мельком.
Однако красавица беременна! Оказывается, её изнасиловал на празднике какой-то повеса. В одной комедии девушка даже рожает. В конце концов выясняется, что насильник (он же отец ребёнка) - прекрасный благородный влюблённый. Слаживается свадьба. Море радости. Это и есть хеппи-энд по-гречески. Каково?

Не стоит и говорить, что роли девушки в пьесе нет, она мается за сценой, мнением её никто не интересуется. Женские роли - матери, сводни, гетеры, разоряющие юношей. Есть и гетера - сестра изнасилованной (обе благородные девы похищены пиратами, старшая, как Соня Мармеладова, жертвует собой ради прокорма и воспитания сестры - наверное, чтоб ту изнасиловал правильный юноша?)

Потому римляне выглядят на этом фоне не так талантливо, но и не так дико.
muennich
Sep. 13th, 2015 08:31 am (UTC)
Спасибо за интересный рассказ. Римское отношение к женщине было несомненным шагом вперед.
eva_whit
Sep. 13th, 2015 08:52 am (UTC)
Спасибо! интересный пост!
muennich
Sep. 13th, 2015 09:02 am (UTC)
Спасибо на добром слове)
(no subject) - teniente_rey - Sep. 13th, 2015 09:40 am (UTC) - Expand
muennich
Sep. 13th, 2015 09:46 am (UTC)
Свобода означала для римлян и отсутствие тиранической власти. Того же Брута Тит Ливий называет "освободителем города".
(no subject) - teniente_rey - Sep. 13th, 2015 10:29 am (UTC) - Expand
muennich
Sep. 13th, 2015 10:45 am (UTC)
Словоблудие
(Deleted comment)
muennich
Sep. 13th, 2015 11:56 am (UTC)
У тебя, Митрофанушка
majorityopinion
Sep. 13th, 2015 07:02 pm (UTC)
высокопробный
656656
Sep. 15th, 2015 07:50 am (UTC)
Насколько я помню, в зале с Волчицей фотографировать было запрещено. Хотя меня это тоже не остановило.))
alar563
Sep. 20th, 2015 02:17 pm (UTC)
Спасибо за рассказ.
muennich
Sep. 20th, 2015 10:18 pm (UTC)
Рад, что Вам понравилось)
( 19 comments — Leave a comment )