?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пока передовые ряды туповатой, но преисполненной энтузиазма российской либеральной тусовки не спят ночами, думая, как бы избавиться от «проклятого совка» (отстали от жизни на четверть века и не знают, что Советского Союза давно уже нет), немецкие дети мечтают когда-нибудь пожить при коммунизме.

В одной немецкой гимназии, в 6-м классе, на уроке социологии проходили знаменитую «Утопию» Томаса Мора. Ознакомив учащихся с принципами обустройства идеального общества, начертанными в XVI веке великим англичанином, зачитав для иллюстрации пару отрывков, учительница предложила им в письменной форме выразить свое мнение – хотели бы они жить в такой Утопии и возможно ли построить на Земле такое общество.

Практически все гимназисты (за единственным исключением, о котором ниже) единодушно ответили, что общественное устройство и принципы жизни, представленные в «Утопии», им очень нравятся и что они хотели бы жить в стране, похожей на Утопию. Построить такое общество, по их мнению, хотя и трудно, но возможно. Все люди должны собраться, договориться, объединить усилия, как следует потрудиться и т.д. и т.п.

Пикантность ситуации заключается в том, что «Утопия», придуманная Томасом Мором – общество самое что ни есть коммунистическое. Главный признак – в нем отсутствует частная собственность, порождающая раздоры и неравенство между людьми; именно ее отсутствие позволяет утопийцам быть друг к другу по настоящему человечными, добрыми и отзывчивыми. Да и вообще, заявляет один из героев книги, «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Деньги внутри Утопии не употребляются – они используются только для обмена при международной торговле (надо ли говорить, что эта торговля является государственной монополией). В стране имеется всеобщая трудовая повинность, при этом все население обязано в определенные сроки работать в сельском хозяйстве. Главной обязанностью выбранных правителей страны, называемых «отцами», заключается в наблюдении за тем, чтобы все были при деле и «никто не сидел праздно». Продукты получают с общественных складов, каждый может брать что и сколько ему угодно и притом безвозмездно (каждому- по потребностям). В одежде, архитектуре, быте Утопии господствует стандарт, покрои одежды у всех одинаковы (за исключением особенностей, что связаны с полом), города Утопии похожи один на другой как капли воды. Население распределено по острову равномерно, а если где-то возникает переизбыток или, наоборот, нехватка людей, то они уравниваются путем массовых переселений. Дома открыты для всех, кто захочет войти, да и сами дома утопийцы раз в десять лет меняют по жребию. Правилом хорошего того считается всегда быть на виду у всех, «проводить время в привычной работе и благопристойном отдыхе». Работают утопийцы всего по 6 часов в день, остальное время отдано занятиями науками и искусством. Передвижение по острову ограничено, а тот, кто желает посетить соседний город, должен брать письменное разрешение у начальства. Пойманный без такого разрешения путешественник рискует быть обращенным в рабство, подобно другим преступникам, которых в Утопии не казнят, не морят в тюрьмах, а заставляют трудиться на благо общества.

Нетрудно заметить, что Утопия является куда более, выражаясь либеральным речекряком, «тоталитарным», чем многие из реально существовавших коммунистических режимов. И вот тем не менее – немецкие гимназисты, по-детски наивные в социологии и истории, едва ознакомившись с моделью коммунистического общества, тут же изъявили желание в нем жить!

Но еще удивительнее другое: учительница, которая не могла не знать, что описанное Томасом Мором общественное устройство коммунистично (на уроке она характерным образом слова «коммунизм» избегала) и которая прежде вдохновленно вещала ученикам и том, какие жуткие, тоталитарные и диктаторские порядки были в ГДР и в СССР, - вот эта самая учительница отнеслась к ответам детей положительно и выразила полную поддержку их светлой мечте. Мечте о счастливом обществе всеобщего равенства, без частной собственности и классов, без эксплуатации человека человеком, со свободным коллективным трудом во имя всеобщего блага.


Ведь именно от таких книжек, как «Утопия» или «Город Солнца» Кампанеллы, да и от многих других, вплоть до платоновских диалогов, развилось и набрало силу течение утопического социализма, адепты которого, подобно нынешним немецкий школьникам, мечтали построить идеальное общество постепенно, мирным трудом, на основе правильно организованного труда и справедливого распределения. Это уже потом Карл Маркс подробно и обстоятельно разъяснил, что так ничего не получиться, что путь к светлому будущему пролегает через горнило революции.

Примерно то же самое сказала на том уроке моя дочь, никогда имени Маркса не слышавшая. В данном случае в том и не было нужды, поскольку даже отрывочных и поверхностных знаний об истории, о революциях, о различиях между коммунизмом и капитализмом хватило ей, чтобы охладить пыл одноклассников: «В условиях капитализма построить такое общество, как в Утопии, невозможно. Капиталисты найдут способ подавить тех, кто попытается это сделать. Ведь на строительство нужны деньги, а деньги у капиталистов и банкиров – разве они дадут их тем, кто хочет создать мир без частной собственности и без денег? Если вы хотите жить в Утопии, вам придется сначала убрать капитализм, а это возможно только через революцию и войну».

В классе немедленно поднялся шум. Мечтательные одноклассники стали упрекать ее в том, что она-де кровожадна, хочет войны и т.д.

- Да не хочу я никакой войны, - спокойно возразила дочь, - мне и при капитализме совсем не плохо живется. Это вам хочется в Утопию – ну так надо считаться с тем, что вы никогда не попадете туда, если не устроите революцию.

Учительница, у которой при одном упоминании о капитализме беспокойно забегали глаза, поспешила мягко, общими фразами и призывами уважать чужое мнение завершить дискуссию.

Ее замешательство понять можно: дети стихийно подошли к одному из самых трагических и неразрешимых противоречий общественного бытия. В истории путь от худшего к лучшему нередко идет через предварительное полное разрушение худшего, причем в этот самый период разрушения худшее может вдруг смениться не на лучшее, а на еще более худшее. Как известно теперь с высоты исторического опыта XX века, этот «переходный период» порою может длиться сколь угодно долго, и при этом еще совсем не факт, что вожделенная цель, ради которого и началось разрушение старого, вообще будет когда-то достигнута. Рано или поздно немецкие дети это поймут (не разумом, так здоровым классовым чутьем) и их стремление попасть в Утопию существенно ослабеет.

Тем не менее, сам факт, что немецкие гимназисты при первом же знакомстве с описанием коммунистического общества тут же изъявили желание в нем жить и даже его строить – весьма и весьма примечателен. Видимо, стремление жить по правде, по справедливости, в равенстве и в совместном труде на общее благо – это заложено в самой человеческой душе. Перефразируя приписываемую Тертуллиану фразу, допустимо сказать, что душа по природе коммунистка.

Но ведь и между христианством и коммунизмом есть немало точек соприкосновения. Неспроста Томас Мор упоминает, что христианские миссионеры, проникнув в Утопию, добились там значительных успехов, что было обусловлено сходством порядков, царивших у утопийцев, с принципами первой апостольской общины.

И не зря, не зря у Блока Христос идет по Петрограду с красным флагом!

Идеи коммунизма живы и рано или поздно заявят о себе вновь. Подавить их, выбросить из человеческой культуры, из истории – нельзя. Не зря ведь даже в немецкой гимназии, идеологически заточенной на антикоммунизм и на утверждение незыблемости нынешних порядков, учительница все-таки знакомит учеников с чарующей книжкой Томаса Мора, вольно или невольно пробуждая в них мечту о светлом будущем.

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 07:52 pm (UTC)
Да, СССР уже нет, но кто знает что еще будет... Тут вот фильмы стали снимать интересные - "Чернобыль. Зона отчуждения", так в конце последней серии вообще я глазам своим не поверила, а впрочем посмотрите сами: http://rutube.ru/video/666da80b6f20496e55b5716aa1045497/ с 39-й минуты начинаются чудеса...
muennich
Nov. 2nd, 2015 08:13 pm (UTC)
Спасибо непременно посмотрю)
nikakovrova
Nov. 3rd, 2015 12:52 am (UTC)
Дорогой доктор, тут вот вопрос по специальности - у товарища graphitediamond кажись обострение, он уже достал меня своей самолетофобией. Диалог ниже...

Помогите пожалуйста.
(Deleted comment)
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 09:42 pm (UTC)
Вы это мне зачем написали? Что сказать-то хотели? Первый раз я летала в Испанию на Ту-154 - отличный самолет, скажу я вам - летел по небу плавно как лебедь, и Аэрбас 319 рядом с ним не стоял - один сраный маркетинг... А, ну да, телика в Ту-154 не было, дак много чего еще в те времена не было...
(Deleted comment)
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 09:47 pm (UTC)
Это мантра такая что-ли? Ну продолжайте, я вам не буду мешать.

(Deleted comment)
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 10:20 pm (UTC)
А, вы еще здесь, ну хорошо... На дворе у нас однако 2015-год и нынче уже Ту-204 и Ту-214 пришли на смену 154-ке. И да, давайте заканчивать этот пустой разговор, котик вам поиграет на скрипке на сон грядущий.
(Deleted comment)
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 10:46 pm (UTC)
Приходилось вам летать на легких самолетах ? Если да, то поймете о чем я хочу сказать. И не надо сразу лезть в Википедию, поделитесь личным опытом. Я-то налеталась в своей жизни много и на разных самолетах. Впрочем, повторюсь еще раз - это пустой разговор. Зря вы пиарите забугорный товар, только если копеечка с этого падает...
(Deleted comment)
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 11:01 pm (UTC)
Значит не летали на легких самолетах... А на счет билетов это вы прикидываетесь, или правда такой наивный ))) Ну и не гоже строчить по методичке, нужно иногда и своей головой думать, отвечать как-то поразнообразнее, а не штампами)))
(Deleted comment)
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 11:22 pm (UTC)
Ну если бы все зависело только от керосина... Ценообразование в бизнесе это штука сложная, оно имеет много составляющих и переменных. Авиаперевозки это бизнес, поэтому нельзя так просто и легко посчитать цену билета исходя только из цены на топливо.

Я, к счастью, летала и на советских самолетах с 3-х летнего возраста и ничего страшного не произошло, и на Боингах летала, и на Аэробусах, и на ЯК-40, и на "Кукурузнике" даже приходилось ну и легкие спортивные...

Ну ладно, спасибо за беседу. Всего вам доброго!
(Deleted comment)
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 11:33 pm (UTC)
Конечно занимает... Это мне начинает напоминать какой-то анекдот. А, вспомнила - муму написал Тургенев, а памятник Пушкину... Честно говоря надоело уже жевать эту мякину... Надеюсь, вы заработали копеечку своим упорством и настойчивостью.
(Deleted comment)
(no subject) - nikakovrova - Nov. 3rd, 2015 12:44 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nikakovrova - Nov. 3rd, 2015 02:26 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nikakovrova - Nov. 3rd, 2015 02:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nikakovrova - Nov. 3rd, 2015 02:49 pm (UTC) - Expand
boockman
Nov. 3rd, 2015 08:26 am (UTC)
на советском не приходилось
" Я Пастернака не читал, но, как и весь советский народ, решительно осуждаю его бездарную, антихудожественную писанину" (с)
nikakovrova
Nov. 3rd, 2015 02:30 pm (UTC)
Re: на советском не приходилось
Он шибко упорот, логикой не пробьешь. Если только чип поменять...))) Благодарю за поддержку!
boockman
Nov. 3rd, 2015 03:04 pm (UTC)
Re: на советском не приходилось
Это бот на зарплате, уверен)
ogon_777
Nov. 2nd, 2015 10:08 pm (UTC)
тоже кстати удивился. Я хоть сам еще молод, но фильм снят для современного молодняка - еще моложе чем я. Показаны в общем-то обычные молодые балбесы, причем как есть. И снято в целом неплохо. И такой конец

Причем этот сериал запустили по ТНТ. И вторую часть вроде скоро выпустят

Edited at 2015-11-02 10:09 pm (UTC)
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 10:34 pm (UTC)
Вы знаете, а мне приятно, что эти молодые балбесы показаны как есть - они очень симпатичные, и не смотря на внешнюю браваду и понты ребята-то не плохие. Если у нас такая молодежь в большинстве, то за страну я спокойна, я-то еще из советского поколения. И вообще авторам фильма удалось, на мой взгляд, воссоздать на экране реальную (не высосанную из пальца) атмосферу и нынешнего времени, и советского периода.

Вот, вот, я тоже была не мало удивлена, что такой маргинальный канал, как ТНТ вдруг показал такой качественный и совсем не маргинальный сериал. Да, должно быть продолжение - жду. А Вы будете смотреть второй сезон?
ogon_777
Nov. 2nd, 2015 10:46 pm (UTC)
Непременно. Меня тоже привлекла даже не столько концовка, сколько реальная атмосфера всего действа. Это ныне редкость.
nikakovrova
Nov. 2nd, 2015 10:57 pm (UTC)
На счет атмосферы согласна. Создателям фильма удалось реально передать атмосферу и времени и ситуаций. Когда показывали 1986-год у меня аж мурашки по коже пробегали - буд-то бы я вернулась в прошлое на самом деле, как там все было похоже...

Кстати, в фильме "Брат-1" и "Брат-2" тоже хорошо передана атмосфера, но уже 90-х - с цветом, светом, запахами и звуками свойственными тому времени. Про 90-е фильмов много уже снято, но в основном все плоское, лишенное запахов и звуков, лишенное атмосферы унылое действо. Но это уже другая история...
ogon_777
Nov. 3rd, 2015 06:39 am (UTC)
Сериалы тех годов про 90-е вполне атмосферны. Бандитский Петербург, Улицы разбитых фонарей, даже Бригада. А вот то, что про 90-е снимают в конце нулевых и сейчас - унылая чушь
nikakovrova
Nov. 3rd, 2015 02:41 pm (UTC)
Бандитский Петербург и Улицы разбитых фонарей, да, атмосферу передают. К сожалению сейчас стало много пустого, безликого кино, и не только в России, но и в мире вообще.
svetomarket_ru
Nov. 2nd, 2015 08:54 pm (UTC)
Все что Маркс обещал, он немцам, надо сказать, сделал... В Германии очень много коммунистов причем из "западных", у меня даже товарищ есть - немецкий коммунист во втором поколении. Его отец возглавлял французское сопротивление в Эьзаце в годы войны.
muennich
Nov. 2nd, 2015 09:00 pm (UTC)
Интересно.
daily_madness
Nov. 2nd, 2015 11:13 pm (UTC)
Прикольно. С учётом того, что Французское Сопротивление - один большой миф ))
boockman
Nov. 3rd, 2015 08:27 am (UTC)
Ну, не считая де Голля)
svetomarket_ru
Nov. 3rd, 2015 10:12 am (UTC)
Не миф, есть живые свидетели.
arzieva
Nov. 2nd, 2015 08:55 pm (UTC)
Согласна с Вашими выводами : Коммунизм еще вернется !
(Надеюсь, учтет наш опыт ! ))
muennich
Nov. 2nd, 2015 09:01 pm (UTC)
Хорошо бы чтоб учел)
lepusculus
Nov. 2nd, 2015 09:19 pm (UTC)
на уроке не хватало Изи:
— Изя, допустим у тебя есть шесть яблок, половину ты отдал Абраму. Сколько яблок у тебя осталось?
— Пять с половиной.
kiczune
Nov. 2nd, 2015 09:21 pm (UTC)
а я в детстве мечтала чтобы поскорее настал конец света и все люди погибли и не мешали жить замечательным зверюшкам... зыы))))
Люди в здравом уме и памяти в утопии жить не смогут. это противоречит нашей сущности и программе что инсталлирована в нас. Есть люди что могут беспрекословно повиноваться и им начхать на свою личность- но таких мало... пусть обьединяются в коммуны и секты и живут подальше от нормальных.
boockman
Nov. 3rd, 2015 08:28 am (UTC)
Так зверушки тоже погибнут, лисанька. Все погибнут, ибо придет Рагнарек, Фенрир сожрет луну и солнце и настанет Зима Фимбул. И даже Боги - и те погибнут.
kiczune
Nov. 3rd, 2015 08:36 am (UTC)
да говорят достали всех эти боги во вселенной, если нарушат опять статус кво, то все обьединятся и их прикончат...не будет этих богов - будут другие... свято место не бывает... зверюшек оставят, говорят работа хорошая, жаль терять...
boockman
Nov. 3rd, 2015 10:58 am (UTC)
Так фигня в том, что ежели всех богов прикончат - будет Ничто и Хаос. Чет мне сумнительно, что в такой экосистеме много зверушек выживет. Разве тараканы, крысы и чернобыльские мутанты уцелеют)
kiczune
Nov. 3rd, 2015 11:07 am (UTC)
ой да ладно... сколько раз тут людей уничтожали... мы по моему тут пятые или четвертые по счету как цивилизация...И да, мы, мутанты живучие... зыы))))
pusets
Nov. 2nd, 2015 09:24 pm (UTC)
Херр Мор просто был не в курсе, вот что подобные идеи выливаются.
ep_malvina
Nov. 2nd, 2015 09:30 pm (UTC)
судя по некоторым рассказам в сети, кибуцы Израиля похожее строили. но что-то пошло не так...
sasha_severny
Nov. 2nd, 2015 10:02 pm (UTC)
"Главный признак – в нем отсутствует частная собственность, порождающая раздоры и неравенство между людьми"

Главный признак - не частная собственность, а частная собственность на средства производства. Когда у меня есть станок, а у тебя нет. Я дурак и не знаю на какую кнопку нажимать, а ты умный на моем станке пахать 14 часов за смену без перерывом на обед за 100 долларов из 10000 прибыли. А не нравится, купи свой станок за 1000000 или подыхай с голоду. У нас демократия.
dmitrydemyanyuk
Nov. 2nd, 2015 10:17 pm (UTC)
Умная девочка, наверное из семьи возвращенцев.
(Anonymous)
Nov. 2nd, 2015 10:35 pm (UTC)
Да, обычно о коммунизме мечтают старики. Когда начинают о коммунизме мечтать дети, значит у них уже нет времени стать стариками или даже дать потомство ))
daily_madness
Nov. 2nd, 2015 11:08 pm (UTC)
Не зря ведь даже в немецкой гимназии, идеологически заточенной на антикоммунизм и на утверждение незыблемости нынешних порядков
Вся немецкая система образования насквозь левацкая. Левее некуда. И учитель из вашего примера это подтверждает.
muennich
Nov. 3rd, 2015 11:46 pm (UTC)
Тут поможет только бан
andry_cosmos
Nov. 6th, 2015 11:26 pm (UTC)
Автор, конечно, платный пропагандон, но в некоем профессионализме ему не откажешь.
Ну если, он вдруг, хочет мне ответить, пусть скажет в каком таком сне ему приснились "передовые ряды туповатой, но преисполненной энтузиазма российской либеральной тусовки не спят ночами, думая, как бы избавиться от «проклятого совка»". О ком это вообще речь. Если автор не в курсе, совка уже очень давно нет, как и нет этих мифических либералов, которые мешают строить у нас коммунизм.



Edited at 2015-11-06 11:41 pm (UTC)
ellirio
Nov. 7th, 2015 12:43 am (UTC)
Просто те дети не осознали, каково жить в государстве, где человек себе не принадлежит.
Идеальное общественное устройство описывал еще Аристотель, заметивший, что именно свободное время приводит к взлету науки и искусства, как в Греции. Тогда это время было обеспечено рабами - теперь же есть возможность использовать роботов и всеобщую автоматизацию.

А т.н. "совки" вместо этого хотят вернуть рабство (трудовую повинность) как государственную идеологию...
Ну и придут к тому же фиаско в областях, требующих творчества и креатива. Вспомните, как ценилось все западное, например, одежда, по сравнению с советской типовой. Не говоря уже о масс-медиа...
Павел Полуян
Nov. 7th, 2015 03:47 am (UTC)
ХОРОШАЯ ТЕМА
Вы затронули богатую тему. Ведь это серьезный вопрос: можно ли в обществе избавиться от зла, несправедливости, зависти, стяжательства и пр. Идея о том, что человек по природе добродеятель, и только частная собственность (на средства производства и вообще) его портит - в свое время казалась бесспорной. И вся наша революция была проникнута этой идеей - с логическим выводом, дескать, людей из эпохи частной собственности уже не переделать (разве что "перековать" в трудовом лагере) и надо, мол, ждать, когда придут НОВЫЕ ЛЮДИ. Однако, как мы знаем, эксперимент не увенчался успехом. и произошло то, что я называю "коммунистическая трагедия". Оказалось (вроде бы оказалось), люди по сути своей, имманентно, от роду - "заточены" на неравенство и взаимоугнетение. А тогда, если коммунизм невозможен, то все позволено. Ощущение это, я полагаю, сыграло важную роль в разгуле стяжательства и преступности в 90-е годы в РФ. И проблема сия остается: неужели нельзя устроить человеческое общество БЕЗ ЗЛА? Кстати, надо добавить, что фашистская утопия тоже существовала и была, как раз, четко противоположна коммунистической. Она основывалась на аксиоматически принятом природном неравенстве людей и воле к господству одних над другими. Соответственно, создавалось общество с расой господ и всеми остальными - по природе обреченными к подчинению и рабству. Сейчас эта фашистская идеология провозглашается вновь - предлагается реально создать с помощью генных модификаций и биотехнологий расу покорных рабов, которые туповаты, но исполнительны-покорны. Это, например, провозглашает в своем блоге либерал Никонов (он предлагает также - дабы рабы не вызывали сочувствия - придать им уродливый вид и гномообразный низкий рост). И, завершая разговор, надо упомянуть про советских коммунистов-утопистов позднего времени - Ефремова и Стругацких. Они, конечно, понимали эту проблему и пришли к выводу, что только целенаправленное воспитание и психотреннинги могут дать на деле коммунистического человека, свободного от зла стяжательства и властолюбия. Так ли это - покажет будущее.
sepp_47
Nov. 7th, 2015 07:13 am (UTC)
Прочтите детям на досуге итальянского детского писателя Джанни Родари ""Планета Новогодних Ёлок"".
Вот это УТОПИЯ!!! Думаю дети пожелают жить именно так!
( 48 comments — Leave a comment )

Profile

muennich
muennich

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com