?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Человек виноватый

 Редко какой из советов, даваемых дипломированными и кухонными психологами, повторяется столь часто и воспринимается столь охотно, как совет перестать чувствовать себя в чем-то виноватым. Причины понятны: мало того, что чувство вины крайне неприятно, оно еще и фактор риска для развития депрессивных расстройств. Но в то же время переживание вины делает нас более отзывчивыми, чуткими, готовыми на помощь другим – вплоть до самопожертвования; иными словами – вина превращает нас в людей.

Об этой любопытной особенности человеческой психологии мне напомнили, как ни странно, здоровенные африканские буйволы, которых я встретил во время сафари по Масаи-Мара. Точнее, они напомнили мне об одной охотничьей истории, наглядно это иллюстрирующей.


Как известно, эти неуклюжие и добродушные на вид африканские бычки с рогами, похожими на прически дореволюционных менеджеров (приказчиков) необычайно свирепы и неукротимы в ярости. Когда-то в тех самых местах, где  я с женой, родителями и ребенком колесил на трясучем внедорожнике, от буйволов пострадал английский исседователь Джозеф Томсон: он слишком рано подошел к раненному им буйволу, который тут же поднял его на рога швырнул об землю.

Томсон получил тяжелые травмы, но остался жив. Не так счастлив был немецкий исследователь Африки, барон Вильгельм фон Харнир. 23 ноября 1861 года раненный им на охоте буйвол накинулся на сопровождавшего барона проводника. Спасая распластанного под бычьими копытами человека, фон Харинир стукнул по буйволу прикладом ружья, отвлекая животное на себя. Буйвол бросился на смельчака и буквально втоптал его в землю, превратив в мясное крошево. Спасенный же проводник, вместо того, чтобы в свою очередь поспешить на помощь, бежал, бросив несчастного барона на смерть.


Остатки двадцатипятилетнего путешественника предали африканской земле. Много лет спустя его прах почтил английский исследователь Африки Самюэль Бейкер. «Я посетил, - писал он впоследствии – с понятной скорбью могилу храброго пруссака, отдавшего свою благородную жизнь за жалкого, ничтожного и трусливого дикаря».

В этом эмоциональном всплеске примечателен не столько наивный расизм – в те времена практически всех европейцев распирало от чувства собственной полноценности – сколько характерная склонность объяснять поступки человека некими присущими  ему свойствами. Пруссак в восприятии Бейкера поступает мужественно и храбро потому, что он благороден. Проводник поступил недостойно потому, что он труслив, жалок и ничтожен.

Нетрудно заметить, что на самом деле таким способом ничего не объясняется, поскольку вывод о благородной или подлой натуре человека делается на основании тех самых поступков, которые из этой же гипотетической подлости (или благородства) и выводятся. Почему вот этот человек поступает хорошо? Потому что он хороший. А откуда вы знаете, что он хороший? А посмотрите, как хорошо он поступает!

Сколь часто и в обыденной жизни и даже в научной психологии  поступки людей выводятся из их характеров! Безусловно, личностные внутренние свойства не могут не влиять на внешние действия. Но порою не меньшее, и как бы не большее значение имеют факторы ситуативные.


На готовность людей прийти на помощь другим влияет необозримое множество факторов. Из числа важнейших – наличие или отсутствие чувства вины. В экспериментах Дэвида Мак-Миллена и Джеймса Остина те студенты, которые слукавили во время письменной работы, с большей охотой помогали экспериментатору в подсчете баллов: 63 минуты против 2 минут у тех, кто  вины за собой не чувствовал. В опыте Ригана те из посетительниц торгового центра, которых подручные экспериментатора убедили, что они сломали чужую фотокамеру, чаще контрольной группы помогали постороннему человеку.

Если же речь идет не о дурацкой фотокамере, а о человеческой жизни, то масштабы как чувства вины, так и готовности помочь вырастают в десятки раз.


Да, фон Харнир спас проводника. Но ведь тот же Харнир перед этим довел его до беды. Не проводник, а барон стрелял в буйвола. Не проводник, а барон вместо того, чтобы убить опасное животное, лишь ранил его, тем самым разъярив. Потому в тот момент, когда проводник корчился под копытами буйвола, барон не мог не понимать, что виноват в этом он, Вильгельм фон Харнир, и никто более.

Возникшее чувство вины – вот что побудило пруссака без оглядки броситься на помощь гибнувшему человеку. И в тот момент не имело ни малейшего значения, кто из них белокожий прусский барон, а кто нищий чернокожий туземец. И даже если бы фон Харнир был расистом,  он поступил бы точно так же: законы психологии укорены в природе человека, они сильнее любых убеждений и предрассудков.


А вот проводник себя виноватым, понятное дело, не чувствовал. Он не подводил белого охотника под удар. Он сам от него пострадал. И потому его готовность к подвигу была на порядок ниже. Вот он и бежал.

С моральной точки зрения это, конечно, ни в малой степени его не оправдывает. В равной степени психологическое объяснение поведения барона ничуть не умаляет его подвига. Но для адекватного восприятия окружающего мира важно не возмущаться не и восхищаться, а понимать.


В общем, если суметь подавить в себе чувство вины, жить и в самом деле будет проще. Но только в тот день, когда на Земле не останется человека с чувством вины, исчезнет и человечество как таковое.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
koto_leto
Dec. 19th, 2015 01:35 pm (UTC)
вина превращает нас в людей.
не вина, а совесть. вы не закончили логическую цепочку, нов целом пост замечательный.
muennich
Dec. 19th, 2015 01:40 pm (UTC)
Re: вина превращает нас в людей.
Пожалуй, что так. Спасибо.
(Anonymous)
Dec. 19th, 2015 01:46 pm (UTC)
года два назад по моей вине погибла кошка, после этого я спасла от смерти уже троих животных, чувство вины, да.
Фёкла Иванна Жукова
Dec. 19th, 2015 01:51 pm (UTC)
Вишь ты как Мюнних закрутил!!
muennich
Dec. 19th, 2015 01:56 pm (UTC)
Не он закрутил, жизнь такая закрученная
Фёкла Иванна Жукова
Dec. 19th, 2015 01:58 pm (UTC)
Да нет же! Это тип мышления такой. Мне бы и в голову не пришло с такого ракурсу анализировать гибель бедолаги.
alterchin
Dec. 19th, 2015 01:59 pm (UTC)
Я думаю, что путешественник бросился бы помогать любому человеку и чувство вины не при чем, а вот туземец просто спасался сам. Даже если бы он ранил быка, все равно бы не помог. Такие у него условия жизни были жестокие. Борьба за выжиыание называется.
muennich
Dec. 19th, 2015 02:12 pm (UTC)
Тут все та же дилемма о взаимном соотношении внутренних и ситуативных факторов в поведении человека. Я не хочу преуменьшать роль внутренних личностных свойств, я только подчеркиваю значение ситуативных факторов. Не всякого человека даже наличие чувства вины вдохновит на подвиг. Но вероятность альтруистического поведения при чувстве вины все же значимо больше
Svetlana Yakovleva
Dec. 19th, 2015 02:12 pm (UTC)
Мне кажется, это только "кухонные психиатры" считают, что "дипломированные психологи" какие-то советы дают).
muennich
Dec. 19th, 2015 03:01 pm (UTC)
Психиатры кухонными не бывают. А психологов - сколько угодно. В том числе и кухонных с дипломами
Svetlana Yakovleva
Dec. 19th, 2015 03:20 pm (UTC)
Да ладно. Психиатрам расскажут свойства галоперидола и озаблуждениях. которые им сообщили на курсах повышения. Вы просто топ не читате.
muennich
Dec. 19th, 2015 05:43 pm (UTC)
Неужели в топе о галоперидоле пишут? Да, давно я не бывал в топе
Svetlana Yakovleva
Dec. 19th, 2015 06:04 pm (UTC)
Канешна. И о аминазине, да)(это, правда, не читала, но заголовок видела)
muennich
Dec. 19th, 2015 07:07 pm (UTC)
Любопытно. Надо глянуть)
taritaury
Dec. 19th, 2015 03:16 pm (UTC)
Скорее всего туземцем руководил трезвый расчет. В сложившейся ситуации вряд ли удалось бы быстро убить разъяренное животное. И если бы проводник замешкался, то погибли бы оба.
muennich
Dec. 19th, 2015 05:55 pm (UTC)
Возможно что и так; но сама по себе способность трезво рассуждать была бы сильно затруднена, если бы его отягощало чувство вины
( 16 comments — Leave a comment )