?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ранним теплым утром февраля 2016 года наш корабль пришвартовался в Эдфу, что лежит где-то на полпути между Луксором и конечной точкой нашего маршрута - Асуаном. Наша малочисленная группа (сказывается резкий спад турпотока на нильские круизы) высыпается на причал, где нас уже поджидает кавалькада фаэтонов. Лошади при них грязные, возницы - еще грязней. Накануне гид предупреждал, чтобы никто не вздумал давать возницам на чай - и проездные, и чаевые давно уплачены вперед.

Предупреждение оказывается нелишним. Когда я с супругой и дочкой умостился в фаэтоне, оборвыш на кучерской скамеечке начал рассказывать, что лошадку зовут Азиза и что Азиза хочет кушать. Если бы он чистил эту несчастную Азизу чуть чаще, чем раз в полгода (судя по ее доселе мной невиданной зеленовато-серой масти, в реальности ее чистили гораздо реже), я, может быть, и дал бы ему пару тамошних хренников сверх. А так - не судьба.



От порта до храма Гора мчимся на фаэтоне во весь опор. Возница на ходу перекрикивается (европейскому уху кажется, что в усмерть бранится) со знакомыми, от его ора закладывает уши. Несколько раз красиво, по киношному, в последний момент разминаемся с какой-то встречной шайтан-арбой. Нас потрясывает до последней косточки, наша старая нечищеная колымага скрипит и ходит ходуном. Восток, однако! Хоть мы и забрались довольно прилично на юг.

Но вот и то, ради чего мы претерпели все наши гонки-встряски. Храм Гора - один из лучших сохранившихся в Египте памятников эпохи эллинизма и римского владычества.



Храм в его нынешнем виде начали возводить в III в. д.н.э. В те времена Египет уже был древнейшей из известных стран. Хронологическая дистанция от современников македонской династии до нас с вами была меньшей, чем до первых фараонов, а от времен расцвета великой египетской державы при владыках Нового царства тогдашние египтяне были дальше, чем мы - от времен Владимира Красное Солнышко.



Изменения форм в социально-политической истории всегда запаздывает по сравнению с изменением содержания. В древние времена этот зазор был еще сильнее, а в Египте, стране консервативной по определению и сути, несоответствие формы с содержанием было еще сильнее. Фактически самостоятельное историческое бытие Египта было уничтожено еще персидским завоеванием. Химерическое эллинистическое царство Птолемеев было продолжением иноземного владычества, не говоря уже о римском господстве. Новые политические хозяева Египта находились в другом культурном поле; многое заимствуя из древней культуры своих новых подданных, они не переставали в глубине души их презирать и считать варварами.



Но внешне, особенно в области архитектуры и храмового строительства (важнейших из всех видов искусств для древних египтян) все оставалось по-старому. Более того, несмотря на конец политического бытия Древнего Египта, его искусство при македонском и римском владычестве переживает новый, уже последний расцвет.

Храм Гора в Эдфу - одно из наиболее сохранившихся следов этого посмертного цветения. Как и любой храм Древнего Египта, это культовое сооружение является собой модель космического божественного устройства в целом. Пилоны перед входом олицетворяют собой небесный горизонт, на котором восходит солнце; фараон изображен выполняющим свою космогоническую функцию - поражает врагов и, собрав их в пучок, преподносит к стопам Гора, который, будучи первым из фараонов, победил Сета и тем самым дал пример всем последующим владыкам, призванным бороться со злом.



В храмовом дворике уже видны характерные приметы птолемеевской эпохи - каменные цветки на вершинах колонн. Двор олицетворяет собой архитектоническое единство земли и неба, а колонны - растения, которые из оплодотворённой Нилом земли рвутся наверх, к божественному небосводу.



В храме то и дело сталкиваешься со скульптурными или настенными изображениями коронованного сокола. Это одна из ипостасей Гора, сына Осириса, которого египтяне считали первым земным фараоном. Неспроста имя Гор в качестве составной части присутствовала в именах многих египетских владык, особенно в эпоху Раннего и Древнего Царств.



Божественная лодка, в которой божество совершает свой путь по небесному своду - один из самых частых мотивов в египетских изображениях. Над лодкой видны характерные орлы с вытянутыми, как указатели, крыльями - они знакомы каждому, кто летал египетскими самолетами.



Другой популярный мотив - фараон, подносящий богам приношения. В данном случае в руке предмет в руке фараона как-то смахивает на коктейль с трубочной.



Внутренние стены пронаоса расписаны рисунками и иероглифами. Часть текстов все еще в процессе расшифровки.



Одно из внутренних помещений предназначена для священной барки, которую процессия жрецов выносит перед толпой в праздничные дни. Невольно вспоминаются Святая Святых и Ковчег Завета иерусалимского Храма.



Колонны гипостильного зала так же покрыты изображениями. Довольно реалистично (за вычетом двойной короны) показан лев.




Лица изображений повреждены умышленно. Сделали это либо фанатичные товарищи из числа ранних христиан, либо одни из последующих мусульманских визитеров.



Один из наиболее известных древнеегипетских символов, ставшем предметом многочисленных позднейших спекуляций - диск с двумя змеями. Достоверно только его использование в качестве одного из символов Гора. Все остальные интерпретации в гностической, масонской, теософской и прочих паранаучных традициях - фантазии, хотя порой и не лишенные присущей выдумке изящной красоты:



Изображение фараона, выходящего из своего дворца. Дворец показан стеной, ощетинившийся наконечниками копий. Посох в руке фараона дает понять, что владыка собрался в дальний путь.



Куда же он собрался? На строительство храма - того самого, на чьих стенах помещены все эти изображения. Картинки показывают, шаг за шагом, этапы постройки, причем фараон, как водится, действует в одиночку, в крайнем случае пользуясь помощью богов. Нижеследующий рисунок показывает, как владыка распахивает отведенное под строительство поле.




Но, конечно, главная обязанность фараона - воевать. Потому я еще раз выхожу к одному из пилонов и рассматриваю батальную сцену. Выполнена, она, впрочем, в традиционной манере, точно так же изображался фараон-победитель на пилоне луксорского храма, построенного на добрую тысячу лет раньше храма Хора в Эдфу.



Врагам остается лишь жестами просить у владыки пощады. Судя по выражению лица победителя, проявлять милосердие он не намерен.



Пока туристы приобщаются к высокому искусству и к просвещающим душу знаниям, реставраторы не прекращают своей благородной работы:



Назад возвращались с тем же возницей на той же горемычной Азизе. Если по дороге  из порта возница прельщал нас скоростью езды, то на обратном пути он пробовал смягчить наши сердца маленькой экскурсией по околопортовым улочкам и закоулкам.

Тщетно. Чаевые входят в стоимость поездки. А разводить себя мы, добропорядочные бюргеры, не позволим ни за что.