?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда большевики только-только взяли власть, в их идеологии немалое место занимал богоборческий компонент. Были даже популярные частушки, за авторством, кажется, Демьяна Бедного, в которых звучали слова "Залезем мы на небо, разгоним всех богов".

Если говорить о библейском Боге, то его большевики, конечно, не одолели, но сама попытка говорит о многом: "... ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (Бытие, 32:28). Одолевать человеков у большевиков получалось настолько хорошо, что кое-кого до сих пор от памятников Ленину корчит, как черта от ладана. Впрочем, и с богами все вышло не так однозначно: по крайней мере одного бога большевики все-таки изгнали.





Это - никто иной, как Собек (Себек) - бог-крокодил из древнеегипетского пантеона. Это его храм в Ком-Омбо я с домочадцами посетил во время "паломничества" по Нилу в феврале текущего года.



Древний храм в Ком-Омбо необычен: это своего рода божественная "коммуналка". В нем почитали одновременно двух божеств: Собека и Гора. У каждого из божеств были свои жрецы, свои сроки для храмовых праздников, отдельные помещения для хранения священных барок, отдельные входы в храмовом пилоне, два жертвенника во дворе и т.д. Северный неф святилища отводился богу-соколу Гору, южный - богу-крокодилу Собеку.



Диски со змеями не оставляют сомнения, что перед нами апартаменты Гора. Характерные завитушки на колоннах указывают на эпоху Птолемеев:



Хотя обрядовые действа для каждого из божественных обитателей храма происходили по отдельной программе, особых отличий в них не было. Богослужения в Древнем Египте, независимо от того, к какому богу они относились, строились из идентичных элементов: вхождение дежурного жрецы (в особо торжественных случаях это делал сам фараон) в святая святых, возжигание огня перед ковчегом, открытие ковчега, омовение идола, умащение его благовониями, одевание идола, приношения жертв в виде еды, напитков, цветов, символических предметов. Все это происходило под пение соответствующих гимнов.



Довольно нестандартное разделение храма говорит о том, что взаимоотношения между культами тут были когда-то довольно сложными. Достоверно известно, что Собек был божеством местного нома. Гор же олицетворял столицу, фараона. Обычно египетские божества спокойно уживались друг с другом, в ряде случаев даже происходило их слияние. Так, в отношении Собека известны тексты, где он напрямую отождествлялся с Гором (правда, в других текстов крокодиловый бог столь же спокойно сливался в единое целое с Сетом, противником Гора). Но в Ком-Омбо (греч. Омбос) что-то пошло не так, возникли сложности с распределением храмовых зданий, которые в итоге завершились компромиссом и делением храма на две равноценные полноправные "квартиры".



При "горовой" части храма располагалась жреческая больница. Изображения инструментов на стене напомнили нам с супругой студенческие годы и картинки из учебника по топографической анатомии. Где ты, третий курс и веселая молодость?

Точно идентифицировать все инструменты пока что не удалось никому. Во всяком случае, можно узнать ножи, щипцы, ножницы, кюреты, боры, пилы, весы, мешки, губки... В целом, хирургический базовый инструментарий с тех пор поменялся незначительно.

Слева от "ящика с инструментами" видны изображения рожениц.



"Глаз Гора" - один из самых популярных и многозначных символов Древнего Египта. Помимо прочего, считался амулетом, помогающим в процессе лечения:



А этот рисунок кратко отражает концепцию храма: Гор и Собек торжественно восседают насупротив друг друга.



Неподалеку от храма были обнаружены мумии крокодилов. Сейчас они выставлены в специальном маленьком музее.

Мумификации удостаивались не все крокодилы, а лишь те, кого по неизвестным уже признакам опозновали как воплощение Собека. Их поселяли в отдельные пруды, заботились, кормили до отвала.



На что уж Египет уже древним греками и римлянам казался диковинной страной, но почитание крокодилов - это уже выходило как-то через край. Греки и римляне не знали слова "тотемизм" и не ведали, что через стадию зверобогов прошли многие религии. Древнеримский поэт Ювенал высмеивал египтян в 15 книге своих "Сатир":

".... Известно ведь, что за чудовищ
В глупом Египте чтут: обожают одни крокодилов,
Трепет других вызывает тот ибис, что змей поедает;
Образ сияет златой почитаемого павиана..."



В той же книге Ювенала упоминается и тот самый Омбос, в котором мы сейчас находимся. Поэт рассказывает о религиозной распре между жителями Омбоса и обитателями соседнего города:

".... крайнюю ярость
С той и с другой стороны проявляет толпа, потому что
Местности обе божеств ненавидят соседних, считая
Правильной веру в своих лишь богов..."



Религиозные распри не так часто имели место в Древнем Мире. Тут, видимо, дело в особенностях такого "бога", как Собек. Точнее, в характере его тотемного животного. Крокодилов в Египте почитали не повсеместно, а в отдельных местах. В других же городах наглые кровожадные твари вместо кормежки и посмертных почестей получали  то, что они в реальности заслужили. Эксцессы с истреблением крокодилов не могли не вызывать ярости у почитателей Собека, что неизбежно вело к раздорам.



Ведь почитатели Собека полагали, что его милостью происходят благодатные нильские разливы, несущие жизнь на выжженные солнцем земли. От Собека зависело немного ни мало физическое выживание египетского народа. Ради такого, пожалуй, стоило потерпеть... особенно когда крокодил утаскивал не тебя, а, к примеру, твоего соседа.



Экзотический культ невольно порождал множество предубеждений со стороны непричастных к нему. В романе Ивана Ефремова "Таис Афинская" Собеку даже приносят тайные человеческие жертвы (была когда-то и такая байка). На самом деле человеческой жертвы Собеку не требовалось - он при желании сам легко мог раздобыть человечины: живя у реки и за счет реки, люди не могли не спускаться близко к берегу, а там уж, что называется, дело техники....



Но всему приходит конец. Не обошел он стороной и крокодильего бога. С утверждением христианства его перестали почитать, кормить и воздавать посмертные почести. А спустя почти две тысячи лет его могуществу был нанесен последний удар.



С севера, из далекой России, пришли странные люди. Они не верили в богов. Они сами были как боги.

Советские инженеры построили грандиозную плотину в Асуане. Теперь разливы Нила не зависели от воли Собека или какого-нибудь другого божества. Люди сами регулировали уровень воды.

Мало того: плотина воспрепятствовала продвижению крокодилов вверх по реке, и теперь обитель Египта может безбоязненно подходить к реке. Крокодилов в ней теперь не больше, чем в Волге.



К чудотворной Асуанской плотине мы попылывем завтра. А пока мы любуемся на ночной Ком-Омбо:




Recent Posts from This Journal

  • "Тварь морей". Окончание

    Профессор Саммерли предупреждал Челленджера: "Было бы опрометчиво думать, что мы сможем назвать каждое живое существо, которое нам встретится…

  • Мальдивы. Надводная живность. Острова в океане

    Сухопутный мир Мальдивского архипелага гораздо скуднее подводного. Тем не менее, он тоже достоин своей доли внимания. Итак, на время покидаем рыб и…

  • "Тварь морей" Часть 2

    Как я уже упоминал в первой части, с идентификацией рыбок у меня были определенные трудности. Никогда особо ими не интересовался - видимо,…

  • "Тварь морей"

    "Давний сон - полет - стал явью: я невесомо парю в невидимой среде и легко скольжу над залитой солнцем равниной. При этом двигаюсь в…

  • Дождь, радуга и зелень

    Погода на Мальдивах меняется очень быстро и всегда внезапно. Лишь стоя на берегу, можно увидеть приближающиеся тучи. . Солнце, тучи, дождевая…

  • Черноперая акула

    В этот раз мне удалось сохранить несколько снимков черноперых рифовых акул, которые в изобилии водятся на Мальдивском архипелаге. Это своего рода…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
yulia_enka
Jun. 21st, 2016 02:13 am (UTC)
Интересно! Спасибо
Очень любопытно, особенно, конечно – фото! О почитании египтянами крокодила как бога Собека (или ещё пишут "Себека") мне напомнила недавно прочитанная "Таис Афинская" Ефремова. (Не совсем однозначное впечатление у меня от этой книги, но не буду сейчас в критику углубляться); поводом к её прочтению был ещё один тоже очень, по-моему, интересный пост местного ЖЖителя, посвящённый памяти Бамианских Будд «В ожидании варваров» http://se-boy.livejournal.com/188439.html
а весь этот его материал здесь: http://navostok.net/waiting-for-barbarians/
muennich
Jun. 21st, 2016 06:59 am (UTC)
Re: Интересно! Спасибо
Спасибо за ссылки, очень познавательно)
( 2 comments — Leave a comment )