?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Боги горшки обжигают






Мой последний пункт в паломничестве по древнеегипетским храмам - Исна, или Эсна. Здесь расположен храм скромного бога Хнума, бога-горшечника. Но именно этому скромняге с бараньей головой отводилась в древнеегипетской мифологии роль творца человека.

Путь к храму от маленького причала лежит через столь же непритязательные улочки со старыми домами.



Один из переулков перегорожен экологически чистым транспортным средством:



Храм бога-горшечника расположен ниже окружающей его местности на 10 метров. Собственно, это не весь храм, а лишь его часть - гипостильный зал. Значительная часть храма до сих пор не раскопана и скрыта под окружающими его жилыми кварталами. Городсике власти надеются, что со временем жильцы расселяться (в другие дома либо в лучший мир) и тогда можно будет продолжить раскопки.



Тот, кто хоть раз наблюдал работу за гончарным кругом, тот без труда поймет, почему во многих мифологиях человек сотворяется богами именно из глины. Не только Хнум воспользовался ею - многие творцы рода человеческого прибегали к этому простому и надежному материалу.



Прометей сотвроил людей из глины. К ней же прибегал, согласно Корану, Аллах. Да и библейский "прах земной", из которого был сотворен Адам, невольно вызывает ассоциации все с той же глиной.

Когда следишь за работой гончара и видишь, как под его руками из бесформенной вязкой массы рождается совершенное творение искусства, начинаешь понимать: если боги творили людей, то только из глины и на гончарном круге.



На росписях и текстах гипостильного зала сохранились даже краски.



На потолке  видны изображения зодиакальных знаков. По личным мотивам я выбрал для запечатления скорпия.



Некоторые иероглифические надписи в храме до сих пор не расшифрованы. Кто знает, какие тайны они скрывают, какие открытия ожидают того, кто их когда-то прочтет?

А вдруг среди них затаился текст об Атлантиде, который показывали Солону жрецы? Правда, то было в Саисе, но почему бы не пофантазировать, что в здешнем храме рассказ об Атлантиде был продублирован?



.



Фараон на троне в красной короне Нижнего Египта:



Царица зверей очень органично смотрится на троне с царским посохом в лапах:



.



Фараон в сопровождении Хнума и Сехмет (?) занимается ловлей в сети птиц:



Попавшие в фараоновы сети птички более крупным планом:



Птицы олицетворяют собой первозданный природный хаос; захватывая их в сеть, фараон с помощью богов этот хаос укрощает.




На фронтоне храма традиционное изображение фараона-победителя, выбивающего души из пучка ничтожных и жалких врагов. Перед ним стоят местные божества - Хнум с головой барана и Сехмет с головой львыцы.



На прощание я бросаю взгляд на непритязательную статую богини-львицы. Она напомнила мне о тех львицах, которых я видел когда-то в Масаи-Мара и которых я непременно хочу увидеть вновь. А значит, мне придется еще раз возвращаться в Африку.

Впрочем, Египет формально тоже ведь Африка. А его ведь тоже придется посещать. Значит, Африка будет снова и снова. Африка навсегда.