?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

.

Начиная где-то с позапрошлого столетия в популярных книгах по истории науки проводится взгляд о резком спаде уровня научного знания при переходе от античной эпохи к средневековой. Вслед за гениальными прозрениями эллинов и римлян следует провал, который в исторических сочинениях чаще всего объяснялся негативным влиянием церкви, отвергавшей все, что расходилось с буквой Священного Писания

Особенно наглядным представлялся регресс в области астрономии. Если античные ученые дошли до признания шарообразности Земли, то в Средние века люди вернулись к архаичной плоскостной концепции, господствующей вплоть до эпохи Великих географических открытий. По крайней мере, так утверждала историографическая традиция, идущая еще от наивного позитивизма XIX века.
.

.

Редкая книжка по истории астрономии обойдется без изображения гравюры, на которой дошедший до края плоской Земли путешественник с любопытством выглядывает за небесный купол. Манера рисунка, явно отсылающая к различным стилям Средневековья, характерная одежда паломника, напоминающая об идущих в Иерусалим пилигримах, не оставляют у читателя никаких сомнений, что перед ним репродукция средневекового художественного произведения. Изображение настолько красиво и убедительно, что читателю оставалось лишь поражаться наивностью своих средневековых пращуров и радоваться тем благам, какие дает ему современная наука, освобожденная от тяжелого церковного гнета.


Однако же того, кто захочет поподробнее выяснить происхождение гравюры с паломником на краю Земли, ждет разочарование. Достоверно известно лишь, что впервые она появилась опять же в книжке по астрономии (и с тех пор так и кочует из одной книжки в другую), изданной в 1888 году за авторством Камиля Фламмариона. Никаких более ранних изданий с этим изображением обнаружено не было. Какие-либо ссылки на возможные источники отсутствуют напрочь.

Увы, величественный рисунок представляет собой не средневековую гравюру, а очень красивую и правдоподобную стилизацию. Выяснено, в частности, что произведение выполнено с использованием грабштихеля. А как учил Савва Игнатьич из «Покровских ворот», штихель штихелю рознь. Грабштихель вошел в употребление не ранее XVIII

века. Вероятно, что гравюра создана самим Фламмарионом, о котором известно, что он учился гравировальному делу.

Иными словами, данная гравюра отражает не то, какой наши предки представляли Землю, а то, как мы, люди Нового Времени, представляем себе представления наших предков.

***

Ну а как же обстояло дело в реальности? Понятно, что фольклорные мотивы, распространенные среди основной неграмотной массы населения, могли быть самыми диковинными – вплоть до поддерживающих Землю китов, - но речь идет об ученых людях, «книжниках», географах, философах, богословах и т.п.

Правда ли, что  от ученого Средних веков требовалось жестко согласовывать свои взгляды с сакральными текстами, и, среди прочего, утверждать, что Земля не круглая, а плоская?

Действительно, в IV в. африканский ритор Лактанций, прозванный «христианским Цицероном», в своем труде «Божественные установления» спорит с язычниками, которые настаивали на шарообразности Земли. Опираясь на отдельные тексты из Библии, а так же потому, что он не мог принять существование земли антиподов, в которой люди ходили бы верх ногами, он отстаивает концепцию плоской Земли.
.


Необходимость признать существование антиподов долгое время была слабым местом теории круглой земли. Если Земля - шар и на противоположной стороне живут антиподы, то почему они не падают вниз? На рисунике: сатирическое  изображение антиподов из "Христианской топографии" Козьмы Индикоплова (VI в)

О сферической форме Земли древние греки знали еще со времен Пифагора. Несомненно, что знаменитый географ Птолемей, разделяя глобус 360 меридианами, знал об истинной форме Земли. Равным образом «в теме» был Эратосфен, в III в.д.н. э. рассчитавший длину меридиана. Но еще до него о шарообразности Земли писали Платон, Аристотель, Евклид, Архимед. В сферической форме Земли сомневались как раз те личности, о которых в школах и вузах говорят как о материалистах и великих провидцах – Демокрит, Эпикур, Лукреций. Эпикур и Лукреций с полной серьёзностью отстаивали идею, сторонником которой уже в XVII веке будет Гассенди: солнце, луна и звезды не могут быть больше или меньше того, какими они представлены нашим глазам. Потому Эпикур определял диаметр Солнца в 30 см (как Незнайка говорил Стекляшкину: «По моему, оно не больше тарелки»). Но в целом теория сферической Земли как центра Вселенной была на исходе Античности общепринятой.

Вопреки распространенному заблуждению, античные знания не позабылись с наступлением Средневековья. В равной степени не отвергались они по теологическим соображениям. Да, Лактанций не верил в сферическую Землю, но он отнюдь не был общепринятым непререкаемым авторитетом, а его географические взгляды никто и не думал причислять к догмам. Блаженный Августин, по поводу которого двое героев нашего детства якобы не сошлись во мнениях, в своих сочинениях давал понять, что считает Землю шарообразной, но не придает большое значение этому вопросу как не относящемуся напрямую к делам веры. Вот вероятность того, что на противоположном полушарии могут жить гипотетические антиподы, вызывало у Августина сомнения; однако сам факт дискуссии об антиподах подразумевает сферическую модель Земли.


Фреска Ботиччели "Святой Августин в келье". 1480 г. Обратите внимание на армиллярную сферу в левом верхнем углу - верный признак того, что если не сам Августин, то по крайней мере художник придерживался птолемеевской теории, несовместимой с плоской Землей.


Карта IV века н.э. с климатическими зонами. Показана земля антиподов.


Диспут Августина об антиподах. Миниатюра 1478 года из Нантской библиотеки.
.


Антиподы на барельефе Моденского собора.

В VII веке, в самый разгар «темных веков», Исидор Севильский рассчитал, что длина экватора составляет 80 тысяч стадиев. Исидор ошибся в расчетах, и очень грубо, но это не отменяет того обстоятельства, что рассчитывал-то он именно экватор, а, значит, исходил из сферической формы Земли.

В «Божественной комедии» Данте со своим спутником спускается в воронку ада и выбирается с противоположной стороны, наблюдая незнакомые прежде звезды. Великий флорентинец не только сам знал, что Земля круглая – он писал для людей, которые это знают не хуже его.


Круги ада. Иллюстрация Ботиччели к "Божетсвенной комедии" 1480-1485

Сферической модели Земли придерживались такие значимые христианские авторитеты, как Ориген, Амвросий, Беда Достопочтенный, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Иоанн Сакробоско, и, наконец, сам «ангелический доктор» Фома Аквинский.

Средневековые карты, конечно, двухмерны, и на первый взгляд может показаться, что Земля на них изображено в виде плоского диска. Если бы это было правдой, тогда и современные карты, и атласы верны теории плоской Земли. Получается, что лет через пятьсот историки, изучив современные политические и физические школьные карты, придут к выводу, что мы представляли себе Землю плоской и четырехугольной.


Карта мира их хроники 1493 года, Нюрнберг

Популярностью в Средние века пользовались карты типа Т и О. На них сверху изображалась Азия, в которой, как считалось, располагался рай. Горизонтальная полоса с левой стороны означал Черное море, а с правой – Нил. Вертикальная полоса была Средиземным морем. Нижняя четверть круга с левой стороны, таким образом, означает Европу, а с правой – Африк

Это была общепринятая форма изображения карты. Противоположную сторону глобуса, о которой ничего не было известно, рисовать считали бессмысленной, подобно тому как вплоть до полетов спутников к Луне на лунных атласах не изображали ее скрытую от нас обратную сторону. Нет недостатка в изображениях, наглядно демонстрирующих, что карты типа Т и О мыслились как нанесенные на глобус.


Карта мира типа Т и О с миниатюры 1459-1463 гг., Брюссель. Изображены сыновья Ноя, поделившие между собой земли: Яфет (Европа), Сим (Азия), Хам (Африка).

.


Карта типа Т и О из Гигантского кодекса, Чехия. Начало XIII века.

.


Карта мира из Вестминстерской Псалтыри 1265 года. В центре Земли показан Иерусалим. Сама Земля походит на шар, данный в двухмерном изображении.

.


Т-О карта на французской миниатюре второй половины XV века. Хорошо видно, что Земля изображена отнюдь не в виде диска.

На фреске фра Беато Анджелико «Христос судья среди пророков» в кафедральном соборе Орвьето Христос держит в руках глобус с перевернутой картой типа Т и О. Если проследить за взглядом Христа, становится видно, что он смотрит на мир, а, значит, мир изображен таким, каким он видит его сверху. Раз карта типа Т и О нанесена на глобус, это означает, что она понималась как двумерное изображение сферы.

Правда, фреска относится к позднему Средневековью – она датируется 1447 годом. Однако же на миниатюре в Liber Floridus, относящейся к середине XII века, мы видим в руках у цезаря Августа такой же глобус с нанесенной на нем картой типа Т и О.
.


На помещенной в начале поста картинке из австрийской Библии 1250 года Бог-Архитектор измеряет циркулем мир; как нетрудно заметить, мир этот имеет шарообразную форму.

Ну, а как же быть со знаменитым Козьмой Индикопловом, с его прославленной моделью плоской Земли, помещенной в огромный ящик, с горой, за которой по ночам прячется Солнце? Изображение плоскостно-комарной модели Козьмы, основанной исключительно на словах Библии и сознательно противопоставленной ее создателем измышлениям языческих мудрецов, считается чуть не за образец средневековой географии и в качестве таковой фигурирует едва ли не во всех учебниках и научно-популярных книжках.

Как относились средневековые европейские ученые к концепции Козьмы Индикоплова? А никак. Они ее просто не знали.

Труд Козьмы был написан на греческом языке, который на средневековом Западе мало кто понимал. Ни один средневековый автор не знал Козьмы, не цитировал его и даже не упоминал. На латынь его «Христианская топография» была переведена лишь в 1706 году, а на английский – в 1897 году, как раз вовремя, чтобы служить иллюстрацией к мифам о темном Средневековье

***


Иначе дело обстояло на православном Востоке - в Византии и, особенно, на Руси. Византийцам "Топография" Козьмы была известна, но никогда не воспринималась как единственно правльное учение, да и еретические (несторианские) взгляды Козьмы не могли способствовать утверждению его безусловного авторитета. Такие значимые деятели православной визнатийской культуры, как Иоанн Дамаскин и патриарх Фотий, придерживались птолемеевских взглядов.

Из Византии "Топография" попала в Россию, где стала достаточно популярным произведением.


Рисунок из древнерусского списка "Христианской топографии"


На Руси эта книга было известна по крайней мере с конца XII-начала XIII вв. О большой популярности «Христианской топографии» говорит факт наличия добрых трех десятков списков этой книги, сделанных в XV-XVII вв. О том же свидетельствует многочисленные фрагменты из «Топографии», вставленные в другие произведения. И, хотя русским книжникам были известны и тексты, отстаивавшие птолемеевскую картину мира, однако именно концепция Козьмы сделалась на Руси самой популярной и едва ли не господствующей.

Так что тезис «в Средневековье считали Землю плоской» если и верен, то только в отношении средневековой Руси. В Западной же Европе среди ученых людей в сферообразности Земли мало кто сомневался.

Находясь в притяжении культурного поля Византии, Русь порою заимствовала у нее далеко не самое передовое и достоверное знание. Правда, сильно горевать по этому поводу, по примеру Чаадаева, вряд ли целесообразно. Пусть в то самое время, когда в Западной Европе завершался переход от птолемеевской системы к гелиоцентрической, на Руси еще читали Козьму Индикоплова и верили в плоскую Землю – что с того? В конце концов, первыми в космосе были русские, и это может служить нам достаточным утешением.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
ursamama
Sep. 9th, 2016 09:37 pm (UTC)
Тут немножко не так. Во первых, представление об окружающем мире скорее явление социально-культурное, вытекающее из необходимого и достаточного знания для решения прикладных хозяйственных задач. Грекам надо было знать о том, что земля круглая, потому что они много ходили по морям. Европа перешла от Птолемеевой системы к гелиоцентрической в силу того, что возникла необходимость перемещения на большие расстояния.
А Российская экспансия шла на север, в Сибирь. От представления о шарообразности земли у широких слоев населения не было никакого прока, поэтому земля считалась плоской, ну и ладно. А картографы, купцы, интеллигенция, так сказать, была в курсе, что земля круглая, конечно. Иначе не понятно, как они умудрялись рисовать столь точные карты.
В культурных кодах это представление о плоской земле осталось и сейчас, что самое забавное. В синтезе с гелиоцентрическими представлениями.
Игорь Растеряев, наш с Вами современник:
Скалы, бурелом, талая вода.
Прет без всяких карт батька атаман.
Где я запою — там и широта,
Где мой конь пройдет — там меридиан.
Пусть ругают нас с западных столиц –
Нам на них плевать, нас не взять на понт:
У России нет никаких границ –
У России есть только горизонт!
Оттуда же:
Буду вспоминать как я воевал,
Как на край Земли вывел Атаман
И весь мир смотрел, как у Камчатский скал
Тихий Дон впадал в Тихий океан.

Вот чем бы, интересно, казакам Ермака помогла знание о сферичности земли – в прикладном смысле? :)
А когда возникла необходимость – полетели в космос.
Мой научник в целях иллюстрации той же мысли обычно приводил историю лечения малярии в Европе.
Вкратце: «когда возникла необходимость, стали больным давать алкоголь».
muennich
Sep. 9th, 2016 10:00 pm (UTC)
Спасибо за развернутый интересный комментарий. Я, в сущности, к тому же вел - что факт популярности на Руси плоскостной модели не должен быт лишним поводом повздыхать о нашей "отсталости". Но, видимо, как говорил Достоевский, "мысль в слова не пошла". У вас это выражено более развернуто и убедительнее.
Вот насчет древнерусской картографии не совсем уверен, но тут у меня знания довольно смутные. Помнится, академик Рыбаков отстаивал приоритет отечественных картографов перед картой Дженкинсона и выходило, что первая русская карта создана в конце 15 века. Но Рыбаков, при прочих своих достоинствах, порою чрезмерно увлекался, так что я уж не уверен точно, как там было...
ursamama
Sep. 9th, 2016 11:15 pm (UTC)
С Дженкинсоном все не так однозначно, я думаю. Иван 4 сватался к Елизавете 1, и ей, при прочих равных, было интересно, что там полезного у жениха есть во владении. Поэтому товарищ Дженкинсон был откомандирован посмотреть. То есть, Рыбаков, безусловно, прав, у отечественных картографов интерес был личный (хозяйственный), а у англичан – иной, в целях создания брачных союзов и укрепления власти.
С моей точки зрения карта Дженкинсона не хозяйственная, а военная.
muennich
Sep. 10th, 2016 06:41 am (UTC)
"С моей точки зрения карта Дженкинсона не хозяйственная, а военная".

Согласен полностью.
( 4 comments — Leave a comment )