?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Последняя реликвия

Что значит для жителей Цейлона храм Шри Далада Малигава? Да все сразу. Ведь тут хранится ступа с главной реликвией, причем реликвией одновременно и религиозной, и национально-государственной.



.


.
Религиозная вера требует какого-то конкретного, видимого и осязаемого, объекта поклонения. Поэтому в любой религии есть свои реликвии. Буддизм – не исключение, в том числе и буддизм цейлонский.
.

.
Главная реликвия на Цейлоне – это зуб Будды. Если быть совсем точным, то имеется в виду клык, но «клык Будды» звучит слишком хищнически, в явном диссонансе с сахарно-приторным исступленным миролюбием буддистского вероучения.
.
.
.
Со святыми останками в буддизме, в отличии от христианства, дело обстоит не лучшим образом. Зародившись в недрах индуизма, буддизм унаследовал от него кремацию покойников, что делало перспективу обретения чьих бы то ни было нетленных мощей довольно мутной. От самого Будды, согласно путанным и противоречивым легендам, после огненного погребения сохранилось всего четыре зуба, один из которых в настоящий момент будто бы хранится на Цейлоне, в древней королевской резиденции Канди, в храме Шри Далада Малигава.
.

.
История Цейлона, несмотря на свою зашкаливающую древность и кажущуюся запутанность, легко укладывается в схему из трех основных сюжетов. Во-первых, имеет место чередования периода объединения острова с периодами разделения на отдельные царства (обычно их три), каждое из которых старалось помять под себя другие – и так до нового единодержавия. Во-вторых, в ходе взаимной борьбы сингалов и тамилов буддистская стихия то отступала под натиском индуизма, то снова брала верх. В-третьих, Цейлон то захватывался какой-то иноземной силой (южноиндийские царства, Португалия, Голландия, Британия), то снова обретал самостийность. По этим трем замкнутым кругам и протекала цейлонская история, не являя ни красот для художника, ни мыслей для философа. И в каждом из кругов ведущую роль играла упомянутая выше дантистская святыня.

.

.

Во-первых, за обладание зубом Будды дрались между собой соперничающие города и династии. Кому принадлежал зуб, тот считался легитимным верховным правителем. Во-вторых, тамилы, стремясь в идеале к искоренению сингалов и буддизма, так же норовили этот самый зуб захватить и уничтожить; последняя попытка такого рода имело место в 1998 году, когда смертники из «Тигров Освобождения….» врезались в храм на начиненных бомбами грузовиках; тогда все обошлось благополучно – погибло каких-то семь человек, но зуб-то не пострадал! В-третьих, к зубу были неравнодушны и колонизаторы: в 1560 году в ответ на резню христиан португальцы захватили реликвию, увезли к вице-королю в Гоа и там, несмотря на предложенный богатый выкуп, предали огню.

.

.

Казалось бы, на этом и все. Как там пелось в старом советско-эстляндском фильме:

"Не нужна нам эта реликвия,
Никому не нужна ты, реликвия,
Не воротишь вчерашний день,
Ты свое отслужила, реликвия".

.

.

«Все, богомерзостные язычники», - сказали португальцы сингалам, - дырка от бублика вам, а не реликвия». Вы думаете, сингалы упали духом? Плохо же вы их знаете.

.

.
«Бублик вам от дырки, гребаные белые расисты и сексисты», - ответили потомки согрешившей со львом принцессы, - вы украли копию. А подлинник у нас!»
.

.
В былые времена с этой башни народу зачитывали королевские указы.
.

.
Одна из стен носит название "Морские волны", другая - "Облака". Их воздвиг последний самостийный король Цейлона. Как нетрудно заметить, и стены и ров носят чисто декоративный характер, совсем как сама власть короля; скоро его владения были аннексированы любителями футбола и овсянки.

Так ли оно было на самом деле – кто и как теперь проверит? Да и надо ли проверять и не лучше ли иногда поубавить критического скепсиса? Много веков подряд в соборе города Палермо хранились целительные нетленные мощи св. Розалии; когда же провели анатомическое исследование выявило, что на самом деле это остатки козла. Как восприняли это верующие? А просто проигнорировали. Исцеления продолжались своим чередом.
.

.
Протестантские движения в Западной Европе были грандиозной попыткой создать чисто рациональное религиозное учение, безо всяких там реликвий, мощей, икон и всего прочего. Лютер считал своих противников идолопоклонниками, а римского папу – Антихристом. В ходе религиозных войн протестанты били иконы и потрошили раки с мощами с таким неистовством, которое любому большевистскому «Союзу воинствующих безбожников» показалась бы чрезмерной. И что получилось на выходе? За пару-тройку веков религиозная вера выветрилась из протестантских церквей напрочь. В наши дни в их капищах женщины-священники венчают гомосексуальные пары, а католики горько усмехаются и спрашивают – ну и кто теперь хуйло Антихрист?
.

.
Так что верить просто так, абстрактно, - не получается. Либо ты веришь в зуб Будды, или в святость Каабы, или в целительную силу иконы Почаевской Божьей Матери, или не веришь вообще ни во что – что называется, ни в сон, ни в чох, ни в вороний грай. Когда православная церковь празднует победу над иконоборцами как "Торжество Православия", она поступает вполне последовательно: или верь в иконы, или не верь вообще. Лучше просто вовремя определиться с выбором. И пусть себе паломники, приходящие в Канди, верят в то, что в храме хранится подлинная реликвия. Если кто докажет обратное, то он никого не разуверит, зато рискует вызвать нешуточную панику.
.

.
Местные жители твердо уверены, что в случае пропажи, похищения или гибели зуба Будды немедленно апокалипсис и армагеддец, остров погибнет в огне и в воде, начнутся войны, голод, накатит цунами и т.д. Подобного рода поверья встречаются на Земле повсеместно, например, в Лондоне говорят, что благополучное существование монархии закончится, если семь воронов покинут Тауэр (для надежности им даже подрезают крылья). Но в Лондоне все это говорят полушутя, а на Цейлоне сингалы верят по-настоящему, буквально. Когда наш гид рассказывал мне, какие бедствия ожидают остров в случае утраты реликвии, он даже глаза от ужаса закатывал.
.

.
Как там насчет цунами - вопрос не до конца ясный, но вот что, спрашивается, будет с этими людьми, если с зубом Будды что-то случится? Тысячи людей стекаются сюда со всех концов Цейлона, истово молятся, бьют лбами об пол; часами просиживают на полу, ожидая, когда приоткроют алтарные створы и им покажут - нет, не зуб Будды, а ту ступу, в которой он будто бы хранится; многие приносят грудных детей и протягивают их в направлении святыни - это здесь как бы заместо крещения.
.

.
Золотой алтарь. За ним хранится ступа с клыком Будды.
.
Жизнь этих людей не сильно балует. Но здесь, в храме, у них есть надежда. Надежда, что неведомая таинственная сила священной реликвии их защитит и поможет.
.

.
"Перед нами святая реликвия
Это наша святая реликвия…
Дни уходят, бегут года,
Но у нас есть святая реликвия
Счастье, вера, надежда, любовь…
Правда, свобода, любовь и надежда…"
.

.
Согласно наиболее распространенной версии легенды о зубе Будды, по смерти своего хозяина (540 г. до н.э.), реликвия в течении целых восьми веков пребывала в Индии. Последним из индийских владык зубом владел повелитель Калинги. Зная, что соседний монарх, фанатичный поклонник Шивы, стремится зуб захватить и уничтожить, калингский царь решил эвакуировать святыню в безопасное место. Миссия была поручена двум человекам, которые изображены на картине слева от лестницы.
.

.
Ниже - та же парочка крупным планом. Это - принцесса Хемамала, дочь калингского царя, и ее муж, принц Дантхе. Именно они, переодетые и инкогнито, вывезли зуб Будды из ставшей небезопасной страны. Принцесса спрятала зуб в своей прическе.
.

.
Вывоз контрабандного груза в пышной дамской прическе - кочующий сюжет в мировых легендах. Где только не появляется эта спасительная прическа. Кажется, точно так же вывезла шелкопряда в Бухару китайская принцесса.
.

.
Дантхе и Хемамала, переодетые браминами, выплыли из устья Ганга и отправились на Цейлон. Почему именно туда? Потому что вроде бы еще Будда давал пророчество о том, что именно на этом острове спасется новая вера.
.

.
В 371 году святыня была доставлена на Цейлон, где правил Кит Сири Мехаван. Стоит ли говорить, что реликвию он принял с радостью и тотчас повелел соорудить для нее соответствующий храм. Первым местом хранения зуба Будды на Цейлоне был город Анурадхапура, позднее она была перенесена в Полоннаруву. Далее, в зависимости от политической ситуации и расклада сил зуб побывал в ряде других городов, пока, наконец, XVII столетии не попал в Канди, где и пребывает до сегодняшнего дня.
.

.
Англичане пробовали было вывести святыню из Канди, чтобы окончательно сломить стремление местных к самостийности, но, почуяв, что среди народа нарастает напряжение, вовремя от своего намерения отказались.
.

.
Пуджа - молитва с подношением - происходит три раза в день. Утром у алтаря специально приставленные монахи готовят жертвенную трапезу. Не для молящихся, конечно. Для Будды... Нет, для его зуба.... Нет, для его статуи.... Не поймешь, тем более что и сами буддисты отказываются формулировать это внятно.
.

.
Храм богато убран позолотой, мрамором, слоновьей костью.
.

.
На подношения в день уходит более 30 кг риса. В ходе подношения сменяется 42 блюда, а вечером подносят (кому?) еще 8 напитков. Куда девается столько провианта - одному Будде известно, но, судя по луноподобным лицам оранжевых монахов, кое-что перепадает и им.
.

.
Хотя зубу здесь и поклоняются, однако же сам зуб видят, главным образом, только монахи. Лишь изредка делают исключения для мирян, а еще реже - для иноверцев. Из последней категории зуб видели две женщины: Елизавета, королева Великобритании и Северной Ирландии, и еще - Терешкова. Просто Валентина Терешкова.
.

.
Перед тем, как покинуть Канди, бросаем на него последний взгляд сверху:
.

.
Реликварий нетрудно опознать по позолоченной крыше, подаренной местным президентом в 1987 году.
.

.
Что и говорить, дар довольно щедрый, не президентский даже, а просто таки королевский. Ведь это же храм Шри Далада Малигва? А что значит для жителей Цейлона храм Шри Далада Малигава? Да все сразу.

Recent Posts from This Journal