?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Завтра была война" - один из последних хороших советских фильмов, несколько подзабытый в последующие годы. Причины понятны: для антикоммуниста он слишком советский, для коммунистов - слишком много в нем антисталинизма "огоньковского" разлива.

И в самом деле, по сравнению с литературным первоисточником, акценты в фильме смещены с героического идеализма предвоенного поколения на тему сталинских репрессий; при этом никакой попытки осветить исторический смысл и причины репрессий не делается - согласно господствующему в конце 80-х взгляду, репрессии проводились просто так, без причины, от одной только зловредности Сталина. Тем не менее, примитивной перестроечной агиткой этот фильм не стал. Более того, он получился, во-первых, очень хорошим с эстетической точки зрения, а во-вторых - достоверным с точки зрения исторической.

Дело в том, что художественная ценность исторического фильма неотделима от его достоверности. Отсутствие последней неизбежно скажется фальшивыми нотами, которые улавливает зритель - причем даже тот, кто не обладает большими историческими познаниями. В фильме "Завтра была война" нет ни грамма фальши, даже не смотря на то, что актеры местами переигрывают: некоторые сцены кажутся слишком пафосными. Однако, как ни странно, даже эта склонность к излишней драматизации идеально вписывается в групповой психологический портрет предвоенного предвоенного поколения с его идеологической восторженностью.

Эта восторженность наивна, но боже ж ты мой, каким богам нужно молиться, чтобы обрести такую наивность, как счастливы те, кто так наивен!

В чем фильм явно расходится с классическим перестроечным представлением о той эпохе - так это реакция окружающих на репрессии. Проецируя свою мышиную натуру на людей прошлого, отважные обличители давно умершего Сталина считали, что все люди тогда были подавлены страхом. Но в фильме все не так: репрессии есть, а страха - нет. Люди не отрекаются ни от родственников, ни от товарищей - они их как могут поддерживают. Нет никакого сомнения, что так оно и было. Именно такими были советские люди накануне войны.

Откуда это известно? Да просто потому, что иначе эти люди не могли бы победить в той страшной войне, которая была завтра.

Но столь же несомненно, что репрессии - были. Трагедии - были. А что такое трагедия? Это - роковое столкновение двух сил, у каждой из которых своя правда.

И еще трагедия - это предчувствие своей неизбежной гибели и готовность к ней. В фильме на светлый фон веселой, жизнерадостной, юной жизни молодого поколения молодой страны ложаться сразу две грозные тени: разящие, непредсказуемые и потому особо страшные удары карательного аппарата и грядущая неизбежная армагеддонского масштаба война. Кого минет одна беда, тот неизбежно станет жертвой другой. Герои фильма это если не знают, то чувствуют. Но нет ни уныния, ни отчаяния. Подобно героям классической трагедии, они принимают неизбежное со спокойным достоинством. А черная жуть застилающей горизонт тучи только оттеняет сияющую полноту их жизни.

Вот этого понимания трагедийного величия той эпохи и недостает всем современным фильмам о репрессиях и о войне. В чем прична этого - в бесталанности режисеров и сченаристов, в идеологической зашоренности? Скорее второе. Но это уж не так и важно. Главное - советская эпоха успела на прощание подарить нм еще один хороший фильм, который так хорошо пересматривать "во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины".

Comments

kleimora_1980
Jun. 29th, 2015 06:17 pm (UTC)
Очень люблю этот фильм. И, как ни странно, любимый персонаж - товарищ Полякова, "Жанна д'Арк и коммиссар". Сколько смотрю - всегда сжимается сердце на эпизоде, где она разговаривает с директором школы по поводу ареста Люберецкого, и у неё вырывается:
- Мне кажется, я скоро надорвусь...