?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я буду говорить, ничего не утверждая
Цицерон

Убиийство детей считается одним из гнуснейших преступлений. Как же объяснить, что есть на свете люди, кто не только не сочувствует убитым детям, но еще и шлет проклятия их памяти? Кто дошел до того, что требовал посмертной реабилитации убийц?



На Павлика Морозова, зверски убитого вместе с младшим братом Федором, уже которой десяток лет щедро льют помои. Убийц, наоборот, пытаются обелить - даже юридически. В 1999 году небезызвестный "Мемориал" направил в генеральную прокуратуру ходатайство о пересмотре дел Сергея, Даниила, Ксении Морозовых и Арсения Кулуканова (дед, кузен, бабка и крестный Павла). И прокуратура не послала мемориальщиков лесом, а подробно рассмотрела ходатайство и еще раз подтвердила: именно эти люди убили двух пацанят, ни о какой реабилитации как осужденных по политическим мотивам речи быть не может. Результат, как говорится, предсказуем, но сама попытка говорит о многом.

Впрочем, если отбросить подобные крайности, причина нелюбви к Павлику Морозову остается ясной и понятной: он предал отца, он запятнал себя доносом на родного папу. В годы перестройки имя Павла часто поминалось как один из самых мощных символов сталинизма - вот мол, какая творилась тогда жуть, детей учили доносить на родителей. Павлик начинал восприниматься чуть не как олицетворение абсолютного зла. Чего стоят, например, такие строчки из песни популярной когда-то группы "Крематорий":

В тело его родной мамы вошел
Не один табун бравых мужчин,
А вышел обиженный богом дебил
Ее единственный сын.
Из всех людей на земле он больше всего ненавидит ее.
А ей все равно, как делать деньги.
А все оттого, что
Павлик Морозов жив, Павлик Морозов жив...
Павлик Морозов жив, Павлик Морозов живее всех живых...


Вот кто, оказывается, во всем виноват, да... Ну ладно, это пели не очень культурные люди, но вот высказывание сферической интеллигентки в диссидентском вакууме, Галины Вишневской:

"И появляется достойнейший образец для подражания — двенадцатилетний предатель Павлик Морозов, „геройски павший в классовой борьбе“, удостоенный за своё предательство памятников, портретов, прославленный в песнях и стихах, на которых будут воспитываться следующие поколения. Павлик Морозов, которого и сегодня миллионы советских детей славят за то, что он донёс на собственного отца и деда. Как в гитлеровской Германии учили немецких детей доносить на своих родителей, так и у нас в России начали сознательно воспитывать поколение стукачей, уже начиная со школы".

Конечно, помимо подобных личностей, просто упивающихся своей ненавистью, работали и спокойные исследователи, которые восстановливали подлинную картину той трагедии, что случилось в ничем не примечательной уральской деревушки. Оказалось, что история о подлом предателе-сыне имеет не большее отношение к подлинным событиям, чем мультяшная "Анастасия" - к реальной российской истории. Но большинство образованной публики об этом либо не слышало, либо не воспринимала всерьез и продолжала повторять то злобно, то шутливо: "Павлик Морозов сдал отца".

Нужно сказать, что этому способствовала и прежняя советская пропаганда, в которой акцент делался отнюдь не только на мужестве Павлика и его мученической гибели, но и на факт выступления против родителя. Вот характерный рисунок из тогдашней "Пионерской Правды"
Тут важно не забывать, что в нашем народе любое доносительство, мягко говоря, не приветствуется. А тут мало того, что донос (или даже только показания на суде), так еще и на члена семьи. Своего рода двойное преступление.

Но преступление - против чего? Против имплицитно подразумевающегося категорического императива: нельзя идти против отца; частный случай императива - нельзя на отца доносить органам власти.

Нельзя? Никогда? Ни при каких обстоятельствах? Вроде как да. Но если попробовать малость задуматься, как тут же появляется крымчанка, дочь офицера.

Вообще, можно ли считать любовь к родителям высшим нравственным приоритетом? Евангелие, например, четко говорит что нет - вспомните Матфея 10:37. Прошлое человечества знает героев-отцеубийц вроде армянского Самвела и сербского Карагеоргия. Можно, конечно, взять на вооружение прием двойных стандартов и сказать: эти случаи ссюда не подходят, тут речь идет о религии, о боге, об истинной вере, о высокой патриотической идее; а Павел выдал отца, который помогал хорошим людям - кулакам реперссированным крепким хозяйственникам. Что ж, соглашусь. Но тогда и вы согласитесь, запрет на выступление против отца уже не предстваляется таким абсолютным и категоричным. В одном случае, значит, можно, в другом нельзя - все зависит от того, во имя какой идеологии это делается.

А кто, собственно, определяет, как вера или идеология хороша, а какая нет? Есть какие-нибудь объективные критерии? Вопрос риторический.

Но бог с ними, с высокими идеями. Спустимся на грешную землю, в тину уголовщины и бытовухи. В "Тихом Доне" есть место, где братья насмерть забивают родного отца, который по пьяни изнасиловал их сестру. Достойны ли они морального осуждения и проклятия? Или раз сами убили, то нет, а вот если бы донесли в полицию, то подлые предатели, доносчики?

Если человек узнал, что его отец маньяк-убийца и педофил, должен ли он молчать из боязни прослыть Павликов Морозовым? Или пусть даже не маньяк, а просто педофил и растлевает детей? Нет, вроде как бы надо донести - иначе как сам-то будешь жить, с таким камнем на душе? Ну, а если отец никакой не педофил, а просто убийца? Что, все равно надо? Хорошо, а если не убийца, а всего лишь грабитель? Вор-карманник? Чиновник-взяточник? Тут, пожалуй, мнения разойдутся.

Получается, что приемлемость или неприемлемость доноса на отца зависит исключительно от того, насколько омерзительным кажется нам его поведение.

Стоп, но Морозов-старший ведь ничего омерзительного не совершал. Ну как сказать. С современной точки зрения так и правда делов на копейку - помахивал человек разные справочки, зашибал деньгу, пользуясь служебным положением. На моей родной Украине все чиновники, сколько себя помню, были такими - в итоге маемо то что маемо. Но почему не допустить мысли, что для Павлика антисоветская деятельность отца была столь же богомерзка, как для нас педофилия (кстати, нынешний повесместный отлов педофилов ничем не напоминает охоту на врагов народа?). Тем более что Трофим Морозов был далеко от идела любящего папаши, гулял на стороне, бил супругу, иногда перепадало и детям. Кстати, что говорят на этот счет каноны ювенальной юстиции? Нужно доносить на отца за побои или это тоже гнусное предательство?

В общем, те, кто не любит Павлика Морозова, не любят его не за то, что он пошел против отца, а за то, он был за Советскую власть. Ну что ж, не любите, никто ж не неволит. Но только ради всех святых - не фарисействуйте, не лгите, не нагоняйте пафосного туману, не вопите, закатывая глаза в поддельном ужасе, о стукачестве, предательстве и доносительстве, не стройте из себя поборников неких абсолютных высших ценностей, которые существуют лишь в вашем воображении.

Comments

( 181 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
nikakovrova
Dec. 10th, 2014 01:11 am (UTC)
Получается, что Павлик Морозов только защищался доступным ему способом от отца-тирана, так как не мог противостоять физически, и за это и был убит.

Легко этим всем любителям БЛА, БЛА, БЛА... рассуждать на темы, от которых они ой как далеки. Вот если бы Галину Вишневскую лупили в детстве как Сидорову козу до полной усрачки (пардон), как бы она поступила? Отца убить это грех, остается бежать из дома и скитаться уповая на Божью помощь попутно подрабатывая чем придется... (фантазирую).
muennich
Dec. 10th, 2014 05:52 am (UTC)
Согласен. Осуждать всегда тем легче, чем меньше вникаешь в суть вопроса
(no subject) - costbor - Dec. 12th, 2014 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikakovrova - Dec. 12th, 2014 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irnella - Apr. 25th, 2015 05:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Dec. 12th, 2014 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - costbor - Dec. 12th, 2014 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_axe - Apr. 25th, 2015 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - big_rig_and_bbq - Apr. 25th, 2015 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - fotovivo - Apr. 25th, 2015 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - 12xc33 - Apr. 25th, 2015 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - ganibal41 - Apr. 26th, 2015 05:37 pm (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 12th, 2014 10:25 am (UTC)
За что не любят Павлика Морозова?
Пользователь densaopint сослался на вашу запись в своей записи «За что не любят Павлика Морозова?» в контексте: [...] Оригинал взят у в За что не любят Павлика Морозова? [...]
jalynski
Apr. 25th, 2015 05:39 am (UTC)
Re: За что не любят Павлика Морозова?
Павлик Морозов - типичный ЕВАНГЕЛЬСКИЙ пример малых сих, обретших новую радикальную веру: "пламенная вера и страх (идеи) Божий (коммунизма), которые позволили ему по первому же слову Спасителя (Ленина) оставить все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью – и пойти за Христом.
densaopint
Dec. 12th, 2014 10:25 am (UTC)
Спасибо... крайне редки вменяемые посты о нашей истории
muennich
Dec. 12th, 2014 07:19 pm (UTC)
Благодарю за поддержку
sweden_info
Feb. 26th, 2015 06:16 pm (UTC)
Всегда , почему то, забывается, что ребенку было всего 12 лет. И что он мог соображать? И более взрослым дядям мозги промывали.
В биографии Галины Вишневской покопайтесь. Из грязи в князи. Сочуствие, понимание и снисхождение прививаются семьей и передаются из поколения в поколение.
igor_mikhaylin
Apr. 25th, 2015 07:07 am (UTC)
так же скромно опускается, что второму убитому вместе с Павликом ребёнку было 8 лет.
(no subject) - amico_di_amici - Apr. 26th, 2015 02:36 pm (UTC) - Expand
arit_09
Mar. 26th, 2015 03:10 pm (UTC)
Мальчишка был ПИОНЕР. А в то время это не было пустым звуком. Ребята были чисты сердцами и совестью. И Павлик сделал лишь то, что и должен был сделать честный пионер, видя недостойные действия отца. А то, что эти действия были недостойными, даже просто с точки зрения нравственного поведения - это факт.
В то время было очень много людей с настоящей верой в справедливость, людей чистых душой и сердцем. Это они были настоящими коммунистами, комсомольцами, пионерами. Это они отдавали свои жизни за наше светлое будущее не задумываясь. И искренне в него верили. Вечная память героям!
look_y
Apr. 25th, 2015 04:16 am (UTC)
Нет ничего в этом геройского, с какой стороны не посмотри
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - look_y - Apr. 25th, 2015 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - look_y - Apr. 25th, 2015 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - look_y - Apr. 25th, 2015 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - look_y - Apr. 25th, 2015 10:36 am (UTC) - Expand
muennich
Mar. 26th, 2015 09:45 pm (UTC)
Вечная слава героям
"Все в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья, не зная конца"
zinaida111
Apr. 26th, 2015 05:09 pm (UTC)
Re: Вечная слава героям
>А кто, собственно, определяет, как вера или идеология хороша, а какая нет? Есть какие-нибудь объективные критерии?

ахаха критерий истины - эксперимент. ;))))) эмпирическим путем установлено, что павлики морозовы были тупым говном
Re: Вечная слава героям - ganibal41 - Apr. 26th, 2015 05:48 pm (UTC) - Expand
Re: Вечная слава героям - alexs12345 - Apr. 27th, 2015 07:53 pm (UTC) - Expand
forest_alex
Apr. 6th, 2015 05:16 pm (UTC)
История - вообще вещь мутная :) Ведь мало кто знает как было на самом деле и почему, а народу рассказывают выгодные победителям сказки.
Вопрос же простой - почему Павлик пошел на предательство своих... или кто для него были свои, а кто чужие...
igor_mikhaylin
Apr. 25th, 2015 06:54 am (UTC)
Кстати, интересно, Ваши свои, тоже убивают своих детей или ограничиваются только чужими?
(no subject) - forest_alex - Apr. 26th, 2015 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - алексей - Apr. 26th, 2015 04:42 pm (UTC) - Expand
7nerossija
Apr. 25th, 2015 04:15 am (UTC)
стихи говно
парень боевой но негодяй
быт его замучил сильно
но вот не хохол ли он...
igor_mikhaylin
Apr. 25th, 2015 07:14 am (UTC)
А молодец - это, видимо ты - номенклатурный коррупционер - потенциальный детоубийца.
(no subject) - 7nerossija - Apr. 25th, 2015 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - 7nerossija - Apr. 25th, 2015 11:30 am (UTC) - Expand
gluhov55
Apr. 25th, 2015 04:18 am (UTC)
Александр Морозов. Телом отца закрыл амбразуру вражеского пулемета.
igor_mikhaylin
Apr. 25th, 2015 07:15 am (UTC)
вам напомнить кто кого убил? или Вам это принципиально не интересно?
(no subject) - gluhov55 - Apr. 25th, 2015 08:39 am (UTC) - Expand
dms777
Apr. 25th, 2015 04:30 am (UTC)
Будь я отцом Павлика Морозова, убил бы при рождении. Стучать на близких нехорошо...
sharper_
Apr. 25th, 2015 05:13 am (UTC)
Да. Лучше лично ликвидировать родственничка.
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dms777 - Apr. 25th, 2015 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - dms777 - Apr. 25th, 2015 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - Жора Весёлый - Apr. 26th, 2015 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 26th, 2015 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kartam47 - Apr. 25th, 2015 07:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - dms777 - Apr. 25th, 2015 08:21 am (UTC) - Expand
aunt_aksal
Apr. 25th, 2015 04:32 am (UTC)
Любую историю можно рассказывать с разных точек зрения, что-то добавить, что-то переиначить, что-то умолчать. Но история Павлика... Несколько взрослых мужиков убивают ребенка! Как сейчас сказали бы - несовершеннолетнего. Ювеналы требуют, чтобы несовершеннолетних судили особым судом, кстати они же требуют, чтобы дети докладывали о поведении родителей. Как же можно на этом фоне вообще обсуждать поступки ребенка, что за двойная мораль? Повторю : взрослые убивают ребенка, по-моему это очень страшно!
igor_mikhaylin
Apr. 25th, 2015 07:17 am (UTC)
читайте текст, семейная банда убила двух детей: мальчиков 13 и 8 лет.
8_8_8_8_8_8
Apr. 25th, 2015 04:33 am (UTC)
Ненавидлят не конкретного мальчика с трагической судьбой, а литературного героя выдуманного совецкой пропагандой, которая не гнушаясь никакими бедами людей, преследовала только одну цель - собственная власть.
И ктож виноват что власть над человеком лучше всего насаждается насилием? Мы не индейцы, которых так и не удалось покорить, а только истребить. Мы русские - и манипулирует Россией тот за кем стоит скрытая и явная угроза. Но мы всё равно не любим и вас и вашу пропаганду, проклятые эксплуататоры, коммунисты, чекисты, "новые"(а точней уже 100 лет как) хозяева жизни. Ваш Павлик Морозов - не тот Павлик Морозов который родился вырос и умер в нищете, несправедливости. Он страдал в простой уродской семье, таких семей наплодило по нашей несчастной Руси многолетнее бесправие, рабство и пьянство народа. Ваш Павлик Морозов родился в сытой и добротной атмосфере большевицких кабинетов, вашего Павлика Морозова породил сытый взрослый чиновник, идеологический чёрт, в годы когда вся страна дохла с голоду. Он должен был показать что хлеба нет не потому что всё большевики отняли и жрут теперь сами, а потому что жиреют проклятые кулаки(жалкие крестьяне), которым и детей собственных не жалко. Он должен был дать детям пример того, как нужно поступать со своими родителями. Великой карательной машине нужны были жертвы на растопку.
dms777
Apr. 25th, 2015 04:44 am (UTC)
Вы правы.
(no subject) - big_rig_and_bbq - Apr. 25th, 2015 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - 8_8_8_8_8_8 - Apr. 25th, 2015 05:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - big_rig_and_bbq - Apr. 25th, 2015 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 07:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - 8_8_8_8_8_8 - Apr. 25th, 2015 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 8_8_8_8_8_8 - Apr. 25th, 2015 05:45 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
СТРАНИК
Apr. 25th, 2015 04:43 am (UTC)
детей убивать это преступление,то что сделал П.Морозов никак его не красит.если это правда.делать его героем нельзя было.какой то криминальный боевик
big_rig_and_bbq
Apr. 25th, 2015 05:02 am (UTC)
а что он "сделал", идиотъ ты недоразвитый ?
(no subject) - СТРАНИК - Apr. 25th, 2015 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_mikhaylin - Apr. 25th, 2015 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - aryan_true - Apr. 25th, 2015 04:45 am (UTC) - Expand
holy_holokost
Apr. 25th, 2015 09:21 am (UTC)
вопрос не в статистике, а выводах и последствиях
(no subject) - aryan_true - Apr. 25th, 2015 11:29 am (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 181 comments — Leave a comment )

Profile

muennich
muennich

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com