?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бессонница является одним из самых частых, хотя и не специфическим, проявлением депрессивных расстройств. При легких и средних степенях тяжести депрессий она субъективно наиболее мучительна и чаще всего служит причиной обращения людей к врачу. Ни пациенты, ни врачи (не психиатры) не задумываются над тем, что бессонница редко когда является изолированным, самостоятельным расстройством (хотя бывает и такое) и что она лишь проявление многих других заболеваний, как психических, так и соматических.

Потому дело ограничивается симптоматическим лечением, в ход идут седативные и снотворные препараты, одни из которых неопасны (всякие там травушки-муравушки), но не особо полезны, другие же отлично действуют, но вызывают тяжелые осложнения, в том числе и зависимость (например, бензодиазепины).

Как правило, даже самые действенные "сонники" при не распознанных депрессиях приносят лишь временное облегчение. И даже в то короткое время, когда сон под действием препарата несколько улучшается, другие симптомы депрессии (например, сниженное настроение, чувство вины, страх перед будущим, снижение влечений) не только не облегчаются, но могут даже усиливаться.

И только при правильной диагностике и назначении соответствующих препаратов (антидепрессанты) наступает постепенное улучшение состояния, причем сон, как правило, нормализуются быстрее всего.

Однако до сих пор совсем нередки случаи, когда антидепрессанты не приносят ощутимого эффекта. После долгих месяцев перебора различных классов антидепрессантов приходится прибегать к средству хотя и старому и оболганному, но очень действенному - электросудорожной терапии. Однако, наряду с ним, есть и еще один способ лечения резистентных депрессивных состояний. И это ничто иное, как лишение сна.

То, что является одним из проявлений депрессии, то, что мучает пациентов особенно сильно, - само становится терапевтическим средством. И дает прекрасные результаты там, где не справляются новейшие антидепрессанты. Бессонница не только мучает, не только расшатывает психическое и физическое здоровьем, она еще и лечит.

В этой связи небезынтересно будет вспомнить, что с древнейших времен и до наших дней в религиозных аскетических практиках большое значение придавалось ограничению в продолжительности сна. Примеров тут можно привести бесчисленное множество, вот лишь некоторые.

В "Древнем Патерике" примером для подражания выставлен монах, который всю ночь проводил в молитве, а, когда его начинал одолевать сон, говорил ему: "уйди, злой раб", и, заснув на мгновение, тут же вставал. Другой монах провел сорок ночей стоя и без сна. В том же "Патерике" утверждается, что монаху, если он подвижник, достаточно для сна одного часа. О старце Силуане Афонском его биограф рассказывает, что тот ночами не ложился в постель, молился стоя или сидя на табуретке без спинки, от изнеможения засыпал иногда минут на 15-20 и снова молился, так что в итоге в сутки спал не более полутора-двух часов. В Афонском монастыре вечера и ночи отводятся на келейные молитвы и всенощные службы, во время которых экклесиарх будит задремавших, трогая их за плечо. По подсчетам одного из посетителей Афона, тамошним монахам редко удается поспать более четырех-пять часов. Руководитель "Богородичного центра" Береславский в своих книгах называл сон родовым гипнозом, в который человека ввергли демоны, преисподней греха, погружением в ад. Кришнаитам приписывалось, наряду с ограничениями в пище, как можно меньше спать (в идеале - не больше четырех часов).

Запреты на нормальный физиологический сон выглядят, на первый взгляд, абсолютно немотивированными, но тут надо учитывать, специфику контингента аскетических общин. Среди них немало людей в депрессивными расстройствами, которые пребывают в отчаянии и испытывают мучительное чувство вины (это один из частых мотивов ухода людей от мира). Причем депрессия у них - не просто там "плохое настроение". Это отчаяние, безнадежность, страх перед неминуемой расплатой за свои (предполагаемые) "преступления" и "прегрешения":

"Авва Исаия говорил: горе мне! Горе мне, что я не подвизался очистить себя так, чтобы удостоиться благосклонной милости Божией. Горе мне! Горе мне, что я не подвизался в борьбе дотоле, чтобы победить врагов Твоих, чтобы Ты воцарился во мне. Еще сказал: горе мне, что я облечен именем Твоим и работаю врагам Твоим; горе мне! Горе мне, что я делаю то, чем гнушается Бог, и потому Он не врачует меня. Еще сказал: увы мне! Увы мне, что я имею пред собою обвинителей, коих частью знаю, частью не знаю, и не могу их удалить. Увы мне! Увы мне! Как я могу предстать пред Господом и святыми Его, потому что враги мои не оставили во мне ни одного члена моего чистым пред Богом?" ("Древний Патерик", гл. 3, 11-13)

В таком же отчаянии был и другой подвижник:

"Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонических нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяние — росли: ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Кто переживал что-либо подобное, тот знает, что никакое человеческое мужество, никакая человеческая сила не может устоять в этой духовной борьбе. Надорвался и брат Симеон; он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келлии, в предвечернее время, подумал: «Бога умолить невозможно». С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски".

Временами тоска и отчаяние при депрессиях может достигать интенсивности т.н. "меланхолического раптуса" с неистовым психомоторным возбуждением. Широко известно вот это место из Иоанна Лествичника:

«Итак, пришедши в сию обитель кающихся, в сию, поистине, страну плачущих, увидел я то, чего, поистине, если не дерзко так сказать, око нерадивого человека не видело, и ухо унылого не слышало, что и на сердце ленивого не всходило, т.е. такие дела и слова, которые сильны убедить Бога; такие упражнения и подвиги, которые скоро преклоняют Его человеколюбие.
Видел я, что одни из сих неповинных осужденников, всю ночь, до самого утра, стояли на открытом воздухе, не передвигая ног, и жалким образом колебались, одолеваемые сном по нужде естества; но они не давали себе ни мало покоя, а укоряли сами себя и бесчестиями и поношениями возбуждали себя.
Другие умиленно взирали на небо, и с рыданием и воплем призывали оттуда помощь.
Иные стояли на молитве, связавши себе руки назади, как преступники; печальные лица их были преклонены к земле; они считали себя недостойными взирать на небо; от недостоинства помыслов и от угрызения совести не знали, что сказать, и как проговорить, какие молитвы вознести к Богу, как и откуда начать моление; но только душу немотствующую и ум безгласный представляли Богу и были исполнены мрака и как бы тонкого отчаяния.
Другие сидели на земле во вретище и пепле, лицо скрывали между коленями и челом ударяли о землю.
Иные непрестанно били себя в грудь, воззывая прежнее состояние души своей и невинность своей жизни. Иные из них омочали землю слезами; а другие, не имея слез, били сами себя. Иные рыдали о душах своих, как о мертвецах, будучи не в силах переносить сердечной туги; другие же, рыдая в сердце, глас рыдания удерживали в устах; а иногда, когда уже не могли терпеть, внезапно вопияли.
Видел я там, что некоторые от сильной печали находились как бы в исступлении; от многого сетования были безгласны, совершенно погружены во мрак, и как бы нечувствительны ко всему, касающемуся земной жизни, умом сошли в бездну смирения, и огнем печали иссушили слезы в очах своих.
Другие сидели в задумчивости, поникши к земле и непрестанно колебля главами, подобно львам, рыкали и стенали из глубины сердца и утробы. Одни из них благонадежно просили совершенного прощения грехов и молились о сем; а иные, по несказанному смирению, почитали себя недостойными прощения и взывали, что они не имеют перед Богом никакого оправдания»

Те же признаки - отчаяние, безнадежность, психомоторное возбуждение, идеи виновности, - видны и в нижеследующем отрывке из "Древнего Патерика":

«Вижу грехи мои предо мною, куда ни пойду, и куда ни обращусь, вижу, что они встречают меня, вижу их, и по правую, и по левую сторону. Осуждая себя на преисподнюю, говорю я: будь с теми, которых ты достоин, ибо немного спустя с ними причтен будешь. Созерцаю я там вопли и непрестанные слезы, о которых никто и пересказать не может. Созерцаю, что иные скрежещут зубами, и дрожат всем телом, и трясутся от головы до ног. И повергшись на землю, и посыпавшись пеплом, умоляю Бога, чтобы не испытать мне сих бедствий» («Древний Патерик», 20:12).

Для таких тяжелых депрессивных послушников лишение сна могло стать хорошим (к тому же единственным) терапевтическим средством. Если здоровые люди после бессонной ночи чаще всего дисфоричны и чувствует упадок сил, то депрессивные пациенты, наоборот, после нескольких сеансов полного или частичного лишения сна отмечают улучшение своего состояния. Механизм этого явления до конца не изучен, есть ряд гипотез, разбор которых занял слишком бы много места. Заметим только, что не последнюю роль играет тут повышение эпилептоформной активности мозга, которая имеет место при лишении сна (то есть бессонница действует как своего рода "электросудоржная терапия в миниатюре")

Улучшение депрессивной симптоматики аскет интерпретирует как успех своих бдений и молитв: бог прощает ему прегрешения, находит благодать, божье милосердия и т.п., что, конечно, еще больше укрепляет его религиозные взгляды. К сожалению, лишение сна приносит не одни только положительные эффекты - его чрезмерное и неразумное применение способно существенно "расшатать" нервную деятельность (достаточно вспомнить, что у предрасположенных к эпилепсии людей лишение сна провоцирует припадки, - еще один бесценный источник "видений", "откровений" и прочего "религиозного опыта"). Как это часто происходит, в руках невежд лекарство превращается в яд.

Так что вряд ли стоит людям, которые страдают (или думают, что страдают) депрессией, самостоятельно приниматься за лечение депривации сном (да и таблетками тоже). Да и целебную роль бессонницы не следует преувеличивать. Образно бессонницу при депрессии можно сравнить с гипертермией при инфекционных заболеваниях - она одновременно и симптом, и источник страданий, и проявление работы защитных сил организма. Но, хоть и будучи "защитной", она способна стать злокачественной и сама по себе стать проблемой, требующей неотложного вмешательства.

Патологические и защитные процессы в организме человека так сложно переплетены и так тесно взаимодействуют друг с другом, что порой трудно сказать, где кончаются первые и начинаются вторые. Великая диалектика природы проявляет себя здесь в полной мере.

Posts from This Journal by “Психиатрия” Tag

  • Из древнерусской психиатрии. Битва с бесами

    Если людей с психическими заболеваниями с избытком хватает и в наши дни, то в прежние времена их было, по крайней мере, не меньше (а есть основания…

  • О синдроме Дауна, гуманизме и лицемерии

    В связи шумихой, возникшей из-за истории с учительницей, приводившей в класс свою больную синдромом Дауна дочь и настоявшей на помещении ее…

  • Немец о беженцах: "Пусть приезжают еще!"

    До позавчерашнего дня мне не приходилось в живую сталкиваться с немцами, искренне радующимся приезду беженцев. По телевизору – да, таких…

  • Катя Кабанова

    Мой знакомый, пару лет назад путешествия по Италии, увидел на афише одного из оперных театров надпись: «Катя Кабанова». Знакомое имя в…

  • Проверка или провокация?

    Привезли как-то в нашу клинику очередного юного Вертера, пытавшегося свести счеты с жизнью. Стали расспрашивать, что и как – говорит, из-за…

  • Распутин в юбке

    Коль скоро о только что скончавшихся не принято говорить дурно, я не буду говорить о Джуне. Да и что можно сказать о человеке, в биографии которого с…

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
alkanaftpirovic
Apr. 24th, 2015 06:08 pm (UTC)
Хотели бы вы выступить эХспертом, но не вышло.
Не стоит вдаваться в подробности, достаточно одной цитаты:
"Богородичного центра"
Это секта из центра ада, там ТАКОЕ творится и по сей день - сборище дурдомовское.
И вы на него ссылаетесь :) Выдавая свой реальный уровень по теме - ниже плинтуса.
И если бы вы были ученым али умником, вам не нужно было бы наполнять блог магической символикой.
Скорей всего, вы какой-то шарлатан. Что-то продать хотите? :)
muennich
Apr. 24th, 2015 09:10 pm (UTC)
Я бы с удовольствием продал бы вам немного адекватности, да, боюсь, уже поздно
alkanaftpirovic
Apr. 25th, 2015 12:27 pm (UTC)
конечно же продали бы, но поздно - она у вас у самого кончилась.
Есть сообщества и прочие собрания православных психиатров и психотерапевтов, причем мощные.
Расскажите им свои метафоры.
muennich
Apr. 25th, 2015 01:49 pm (UTC)
А католических гинекологов и вакхабитских онколога у вас там нет? Православная психиатрия - мракобесие и шарлатанство. Чушь. Дичь. Средневековье.
oimopoz
Apr. 29th, 2015 06:50 pm (UTC)
Д. Е. Мелехов «Психиатрия и проблемы духовной жизни».
Почитайте,может быть что-то новое для себя откроете.
muennich
Apr. 29th, 2015 07:36 pm (UTC)
Читал)
iamschik
Apr. 24th, 2015 06:17 pm (UTC)
На самом деле, депрессия лцучше всего лечится разговорной терапией,- например, когнитивно-бихевиоральной,- в комбинации, иногда, с антидепрессантами. Что касается электросудорожной терапии, у нас к ней прибегают только в крайних случаях, из-за опасных для организма последствий. Ну, а бессонницей лечить не только вредно, но и неэтично, поскольку она не только ухудшает об счее функционирование организма, но и вызывает психотические симптому - которые, скорее всего, и нужны были сектантам, поскольку у религиозных фанатиков искажение реальности - необходимая часть сушествования.
muennich
Apr. 24th, 2015 08:48 pm (UTC)
В настоящее время частота осложнений от электросудорожной терапии не выше, чем при любом малом медицинском вмешательстве (удалении зуба, например). Но прибегают к ней редко, поскольку профаны успели ославить ее среди населения, и ее тупо боятся.

А случаи лечения депривацией сном я лично наблюдал два раза - оба раза результаты дали значительное улучшение. И все литературные обзоры в монографиях и журналах подтверждают его эффективность.

Что до до психотерапии, то она вроде бы помогает, но как монотерапия годится лишь при самых легких степенях. А как подспорье к медикаментозной - да, не повредит
iamschik
Apr. 24th, 2015 08:57 pm (UTC)
Да нет, удаление зуба не вызывает нарушения памяти и ориинтации - в отличие от электрошоковой терапии. Не советуют её именно врачи. Пара анекдотических случаев "пользы" бессонницы не убеждает в необходимости её использовать; на самом деле, бессонница - 0одна из пыток, и только люди с серьёзными психотическими нарушениями могут убеждать в её полезности. Вроде сектантов. Тогда как целебные качества сна известны много веков. Утро вечера мудренее.
muennich
Apr. 24th, 2015 09:06 pm (UTC)
Нарушения ориентации ничтожно редки, нарушения памяти не у всех, они слабы и преходящи, а при использовании унилатеральной стимуляции недоминантного полушария они не возникают вообще. Никаких анекдотических случаев - немцы, британцы и американцы проводили много методологически выверенных исследований. Развитие психотической симптоматики при бессоннице возможно лишь в случае диагностической ошибки - психоз спутали с депрессией - но на то и врачи и многонедельные наблюдения в клиниках, чтобы таких ошибок не было. Сон бывает целебен, а бывает и нет - у шизофреников длительный сон усиливает депрессию, апатию и абулию.
iamschik
Apr. 24th, 2015 09:12 pm (UTC)
Видите ли, вы приводите в пример в посте людей с изначальными психотическими отклонениями: сектантов, фанатиков. Нормальным депрессивным людям сон неонходим, и бессонница, как один из симптомов депрессии, лечится одновременно с депрессией, что увеличивает скорость исцеления.
muennich
Apr. 24th, 2015 09:21 pm (UTC)
Ну так не я же их так лечил. И понятно, что этим людям куда лучше бы помогли миртазапин с лоразепамом. Но у них не было другого способа, кроме как депривация сна. И тем из них, кто действительно страдал депрессией, это приносила облегчение, которое они интерпретировали как обретение божьей благодати в результате неустанных молитв. Ну, а тем, кто был в предпсихотическом состоянии или эпилептиком, тем, понятное дело, становилось еще хуже.
iamschik
Apr. 25th, 2015 05:24 am (UTC)
Скажите, а до какой степени вы рабираетесь в психиатрической диагностике? Поскольку вы путаетесь, с моей точки зрения. Во-первых, шизофрения не исключает депрессии; депрессия может быть с пcихотическими симптомами. Не говоря уже о том, что религиозный фанатизм сам по себе отвечает критериям "pазделённого психоза", а поскольку вы пишете о сектантах,- они изначально страдали этим заболеваниeм. И в каком смысле вы говорите "им стало лучше"? Психоз окончательно победил тестирование реальности, и они перестали замечать свою депрессию? Думаю, это - довольно аккуратная догадка.
muennich
Apr. 25th, 2015 12:59 pm (UTC)
Шизофрения исключает депрессию см МКБ-10 и DSM v депрессия с психотическими симптомами остается депрессией, ни один грамотный психиатр не причинит ее к шизофрении. Разделенный психоз - вы, вероятно, имеете в виду индуцированное бредовое расстройство - явление столь редкое, что его можно не принимать во внимание. А стало лучше - значит стало лучше: исчезли мысли о своей вине, проклятости, улучшалось настроение
(Deleted comment)
muennich
Apr. 25th, 2015 04:57 pm (UTC)
Раз вы настойчиво повторяете, что депрессия не исключает шизофрению, то тем самым демонстрируете уровень некомпетентности, достаточный, чтобы не вести с вами дискуссий. А настойчивость, с которой вы поучаете знающего человека, плохо характеризует вас с личной стороны. Как на самом деле выглядит индуцированный психоз - берите книжки, читайте. Как вербуют в секту - читайте американских специалистов (надеюсь, хотя бы английский вы знаете), никаким индуцированным психозом там и не пахнет. А вот когда малость подучите, - получите право комментировать компетентных людей. Всего хорошего
liiij
Apr. 24th, 2015 06:17 pm (UTC)
бог амитриптилин внутремышычный поможет всем
angel_romanoff
Apr. 24th, 2015 06:27 pm (UTC)
бессонница замучала, и поделом!
значит совесть не в порядке, заплати налоги и спи спокойно!
komskon
Apr. 24th, 2015 06:58 pm (UTC)
да и похуй
( 18 comments — Leave a comment )