?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ни одна из памятных нашему народу дат не проходит без того, чтобы невежды и провокаторы не извергли свою блевотину на интернетовские страницы. Но вот День Крещения Руси, кажется, минула чаша сия. По крайней мере, в ЖЖ ни один топовый провокатор не поспешил поделиться своими особо ценными соображениями по поводу этого праздника.

Оно и к лучшему – сколь ни ничтожны топовые провокационные выбросы с интеллектуальной и эстетической точки зрения, праздник они все-таки, хоть не много, а портят. Когда отмечали Великую Победу, провокаторы из кожи вон лезли, чтобы успеть накидать в Сеть как можно больше мерзостей. Зная их нрав, можно было бы ожидать, что и Крещение Руси, и день памяти Владимира Святого они постараются замарать своими бандарлоговыми испражнениями.

Но этого не произошло – и слава Богу. Видимо, не хватило у либеральных русофобов интеллектуальных ресурсов для работы с таким материалом, как Древняя Русь, князь Владимир и Крещение. С Великой Победой им было проще – там у них еще с перестроечных времен сохранились замшелые транспаранты с «Пили бы баварское пиво», «Закидали трупами», «Сталин не лучше Гитлера» и прочими прописями для олигофренов. По вопросу Крещения Руси они, похоже, методичками пока что не запаслись.


Ну что же, нам, вменяемым людям, независимо от нашего отношения к религии, к тем или иным моментам нашего прошлого, равно как и от наших политических предпочтений и даже национальности (ведь этот день празднуют и России), - нам ничего не остается, как вспомнить все-таки о том, какое событие произошло на Руси более тысячи лет назад. Не стоит нам забывать и о том человеке, который совершил это великое дело. Тем более тут как раз тот случай, когда роль личности в истории была совсем не маленькой.

Год Крещения – 988 – во многом условный, установить точную хронология на основе византийских хроник и русских летописей, многие из которых изначально создавались без каких-либо хронологических привязок и даты в которых выставлялись много позднее, задним числом, - невозможно. Вообще в исторических известиях о принятии Русью христианства мало целиком достоверных известий, а ряд сведений имеет явно легендарный характер. Тем не менее, совокупность всех известий, за вычетом заведомо недостоверных, создает поистине драматическую картину.

Тогда, на исходе X века, угасшее было расширение христианства на Север обретало второе дыхание. Еще Карамзин обратил внимание, что Русь приняла крещения почти одновременно с Польшей, Венгрией, Данией, Швецией и Норвегией. Дух мирового зла напрасно думал отсидеться в холодных лесах, куда не доходили апостольские проповеди. День его изгнания приближался. Но сдаваться просто так, без последнего боя, темные силы не собирались.

Перов. Первые христиане в Киеве.


Перед рассветом начинала сгущаться тьма.

Древнерусскому язычеству предстоял последний час его непрочного торжества. В наше время находится немало людей, склонных славянское язычество идеализировать. Точнее – придумывать, потому что достоверных сведений о дохристианских славянских культах мало, что дает полный простор воображению родоверов и прочих ролевиков. Дохристианские наполовину выдуманные культы очень удобно наделять разными привлекательными для современного человека чертами и тем самым противопоставлять христианству, якобы чуждому и враждебному русскому народу.

Но сколь ни скудны известия о русском язычестве, некоторыми сведениями о нем история располагает. И в свете этих известий язычество выглядит вовсе не таким уж привлекательным, а, скорее, жутким.

В 980 году Владимир Святославович, князь Новгородский, предательски, во время переговоров, убил своего брата Ярополка и овладел Киевом. Вокняжение Владимира ознаменовалось централизацией и укреплением культа: на холме за теремным двором был воздвигнут языческий пантеон. Летописец, перечислив установленных идолов – Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Мокошь – задал задачу квадратуры круга многим поколениями историков любителей старины, тщившихся установить функцию этих богов и их взаимные отношения.

Рерих. Идолы

Более или менее ясно только с Перуном. Понятно, что он занимал главенствующие положение – ведь только его идол удостоился серебряной головы с золотыми усами. Он был громовержцем. Он покровительствовал князьям и их дружинникам. И еще он был очень жадным богом, причем его аппетиты со временем росли и изменялись, причем не в лучшую сторону: если в VI веке, по свидетельству Прокопия Кесарийского, ему приносили в жертву быков, то на исходе X столетия ему захотелось отведать человечины. Судя по тексту «Повести временных лет», товарищи Перуна по пантеону тоже были не против кровавых жертвоприношений.

«И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью Русская земля и холм тот».

Да, одного-единственного внимательного взгляда достаточно, чтобы от благостного фольклорного романтизма язычества не осталось бы из следа. Не только современные ролевики из «неоязыческих» клубов, но даже и многие из моих собратьев – атеистов склонны порой превозносить «народную», «исконную», «близкую к природе» веру перед верой христианской – «еврейской», «греческой», «враждебной миру» и т.п. Казалось бы, для атеиста все религии должны были бы быть равны – как разновидности человеческого заблуждения; однако же, до сих пор немалая часть атеистов из при малейшей возможности хвалят любую другую веру, лишь бы лишний раз пнуть христианство.

Да и равны ли всякие религии между собой, даже если все они неправильные? Разве только убежденным христианам пристало считать Крещение Руси добрым, светлым, прогрессивным делом? Разве простое человеколюбие не побуждает приветствовать торжество христианства над таким культом, где практиковали человеческие жертвоприношения? С точки зрения марксиста, феодализм был строем более прогрессивным по сравнению с первобытнообщинным – почему же тогда не приветствовать Крещения Руси, способствующее укреплению раннефеодальной монархии? Разве принятие православной христианской веры не способствовало развитию культуры, распространению пусть и церковного, но все-таки просвещения, смягчению нравов? Если да, то стоит ли отказывать христианству в прогрессивности любому настоящему атеисту, превыше всего ставящего просвещение и гуманизм?

Во времена Владимирова деда, князя Игоря, арабский путешественник Ибн-Фадлан наблюдал обряд погребения знатного руса. Вместе с ним в загробный мир отправляли одну из его рабынь. Когда ее ввели на ладью, предназначенной стать огненной могилой, рабыня, ранее вызвавшаяся на жертву добровольно, испугалась и начала упираться. Старуха, исполняющая на обряде роль «ангела смерти», схватила ее за голову и втащила внутрь комнаты, где лежал труп ее господина. Если вспомнить, что труп до перенесения в ладью уже пролежал в земле не день и не два и что в той же ладье убили и расчленили собаку, двух коней, двух коров, петуха и курицу – картина получается настолько фееричная, что начинаешь сомневаться, есть ли принципиальная разница между русским язычеством и сатанизмом. Пока «добровольную» жертву затаскивали внутрь, мужчины стучали палицами о щиты, чтобы ее отчаянные вопли не напугали других рабынь, - ведь им в будущем могла быть уготована та же участь. Потом, уже после того, как с жертвой совокупились шестеро мужчин, ее насильно уложили рядом с трупом, накинули на шею петлю и удавили; одновременно старуха наносила ей удары ножом под ребра.

Семирадский. Похороны знатного руса.

Вот так оно выглядела – «народная», «родная», «исконная» вера, не испорченная «чуждой иудео-эллинской религией». Вот от чего избавил Русскую землю князь Владимир.

Нет, никакой атеизм не заставит меня лично сказать плохо о великом выборе Владимира. Особенно когда я читаю следующее место из летописи:

«Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола».

Итак, после удачного похода наши предки приносили человеческие жертвы идолам. Примечательно, что организацией жеребьевки и последующих церемоний выступают «старцы и бояре», т.е. верхушка тогдашней власти. У восточных славян не получила развитие особая жреческая каста, и государственный аппарат по совместительству выполнял и священнические функции. Впоследствии это немало облегчило внедрение новой веры – отправляясь, по приказу Владимира, на массовое крещение в Днепр, киевляне говорили друг другу: не будь это дело хорошим, не приняли бы этого наши князья и бояре. Но это будет потом, а пока что посланные отправились к дому варяга-христианина Федора с требование отдать своего сына Иоанна на смерть.

Сергей Ефошкин. Первые русские мученники
Феодор и Иоанн перед гибелью.

«И посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи».


Гибель Феодора Варяга и Иоанна.
Рисунок из Радзивиловской летописи.

Так было сказано на Руси слово свободы, гуманизма и просвещения. Не случайно Федор упомянул о том, что Бог создал человека жить на земле. Жить, а не служить горючим материалом для костров у самодельных божеств. И еще Бог дал человеку разум, чтобы распознать лживость рукотворных богов и нелепость поклонения им. Невежественный дикарь поклоняется камню и деревянному изваянию и готов принести им свою жизнь, он – раб мертвых вещей. Разумный же человек становится свободным.

Федор и Иоанн были убиты невежественной озверелой толпой. Это должно было стать уроком для остальных. Казалось, язычество, несмотря на давнее существование на Руси христианских общин, близко к полному и окончательному торжеству, а главное – к государственной институционализации. Христианству же, несмотря на то что оно уже давно укоренилось на Руси, грозила гибель.

Уже со времен похода Аскольда и Дира на Константинополь (860 год, 864 по русской летописи) часть их сподвижников приняло христианство. Возможно, что крещены были и сами князья. Примечательно, что византийцы именно этот эпизод считали Крещением Руси, потому в их источниках событиям конца 980-х годов уделено очень мало внимания. Захват Киева Олегом в 882 г. и гибель киевских князей должны были нанести христианству удар, но полностью остановить его распространение уже было невозможно. При заключении мирных договоров с Византией часть русского войска клялась Перуном и Велесом, часть – в киевской церкви Св. Ильи. Наличие соборной церкви (значит, были и другие, не соборные), христианское исповедание значительной частью княжеской дружины – все это показывало растущее влияние новой веры в Русской земле. Крещение в Константинополе приняла и княгиня Ольга, бабка князя Владимира; однако ее попытки обратить в «греческую веру» своего сына Святослава были тщетными.

Более того, разгоревшаяся война Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием ухудшила положение христианской общины, члены которой рассматривались теперь как потеницальные агенты вражеского влияния. По сообщению Иоакимовской летописи (к известиям которой, правда, историки чаще всего относятся скептически), Святослав во время возвращения из Болгарии обвинил русских христиан в неудачном исходе войны. Во время голодной зимовки на острове Березань состоялась страшная резня, в ходе которой были убиты дружинники-христиане, еще недавно стоявшие насмерть под Доростолом вместе со своими языческими товарищами по оружию. Святослав не пощадил даже родного брата Улеба (Глеба), который предводительствовал христианской частью его войска. Согласно той же Иоакимовской летописи, Святослав грозился по возвращении перебить всех живущих в Киеве христиан.

Чориков. Кончина Святослава.

Как известно, до Киева Святослав не добрался. Весной 972 года у днепровских порогов он попал в печенежскую засаду и был убит. Летопись сообщает, что о маршруте и сроках возвращения Святослава печенегов информировали жители Переяславля. Возможно, это были христиане, устрашенные появлением древнерусского Деоклетиана.

Период терпимости и мирного сосуществования христианства и язычества на Руси подходил к концу. Что общего могло быть у света с тьмою? Первые годы правления Владимира знаменовались торжеством ревнителей Перуна и Велеса. Многие из христиан, как сказано в одном из житий Владимира (Карамзин, т.1., пр. 448) в это время или снова обратились в язычество, или покинули Русь, или же продолжали исповедовать свою веру тайно.


Сходным образом – с приливами и отливами христианизации, с начальными успехами миссионеров и последующими рецидивами идолопоклонства, с периодами взаимной терпимости, рано или поздно завершающимися ожесточенной открытой борьбой – шел процесс внедрения новой веры не только на Руси, но и в других землях – Швеции, Норвегии, Дании, Польше. Но ход истории был неумолим и не оставлял идолопоклонству в Европе ни малейшего шанса. Торжество язычества в первые годы княжения Владимира было недолгим и было последним.

То, что Пушкин называл «силой вещей», в чем христиане видели Божий промысел, марксисты – закономерность социально-экономического развития и что великий Гегель именовал Мировым Духом – неумолимо приближало торжество новой веры. Никакие возведения кумиров, никакие жертвоприношения, никакие гонения уже не могли ничего изменить. «Мировой Дух скомандовал времени вперед..., - писал Гегель – можно достать до ремней на башмаках этого коллоса, немного замарать их дегтем или грязью, но не развязать их, тем более стащить...».

Тот же самый человек, который был последним гонителем христиан на Руси, должен был сделаться апостолом Русской земли.

Тьма сгустилась перед рассветом.
Но свет во тьме светил, и тьма не объяла его.

Продолжение следует

Posts from This Journal by “История” Tag

Comments

( 128 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
muennich
Jul. 30th, 2015 05:19 am (UTC)
В огороде бузина....
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 05:20 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
muennich
Jul. 30th, 2015 05:21 am (UTC)
Ваши галлюцинации совсем не обязательно являются правдой
salatau
Jul. 30th, 2015 05:27 am (UTC)
Ничего хорошего извне в Россию не поступало.
Если шо и поступало, то только для того, чтобы взять русь под внешний, а, соответственно, враждебный контроль.
muennich
Jul. 30th, 2015 05:35 am (UTC)
Думается, вы чрезмерно категоричны.
Если говорить конкретно о христианстве, то его принятие не сопровождалось введением внешнего политического контроля.
(no subject) - salatau - Jul. 30th, 2015 05:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - ser0010 - Jul. 30th, 2015 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 09:53 am (UTC) - Expand
oslobyk
Jul. 30th, 2015 05:49 am (UTC)
Казалось бы, для атеиста все религии должны были бы быть равны – как разновидности человеческого заблуждения; однако же, до сих пор немалая часть атеистов из при малейшей возможности хвалят любую другую веру, лишь бы лишний раз пнуть христианство.

Это мой случай. А объясняется все просто: христианство вредит здесь и сейчас и современный атеист от него страдает, как страдали язычники при Крещении Руси. Что, с одной стороны, возбуждает сочуствие к язычникам как к собрату по несчастью, а, с другой, возбуждает неприятие именно христианства как злой тоталитарной силы.

Разве простое человеколюбие не побуждает приветствовать торжество христианства над таким культом, где практиковали человеческие жертвоприношения?
Да-да, особенно если вспомнить, насколько человеколюбиво крестили языческую Русь. И насколько, вообще, человеколюбиво христианство.

С точки зрения марксиста, феодализм был строем более прогрессивным по сравнению с первобытнообщинным – почему же тогда не приветствовать Крещения Руси, способствующее укреплению раннефеодальной монархии?
Да как бы поздновато уже приветствовать то, что давно сыграло свою роль, да еще и висит кандалами над развитием общества сейчас.

Edited at 2015-07-30 06:00 am (UTC)
muennich
Jul. 30th, 2015 06:03 am (UTC)
Что ж, ваша позиция понятна и последовательна. Но если рассматривать христианство как врага, то ведь врага надо знать, в том числе и его положительные аспекты. И уж тем более важен исторический подход. Для сравнения: коммунист ненавидит капитализм, но ему и в голову не придет защищать феодальный строй только потому, что он враждебен капитализму. Мало того, коммунист признает, что на опредленном историческом этапе капитализм был несмоненно прогрессивным явлением. Атеизм победит не возвращением в дохристианскую эпоху, а созданием такой научной и этической картины мира, когда христианство уже будет не нужно, а лучшие стороны его учения войдут и в новую этику.
(Deleted comment)
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - ambidekstrhuev - Jul. 30th, 2015 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - ambidekstrhuev - Jul. 30th, 2015 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 06:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - ambidekstrhuev - Jul. 30th, 2015 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - ser0010 - Jul. 30th, 2015 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexzgr1970 - Jul. 30th, 2015 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ambidekstrhuev - Jul. 30th, 2015 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 07:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - joraest_by7 - Jul. 30th, 2015 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joraest_by7 - Jul. 30th, 2015 08:23 pm (UTC) - Expand
Николай Шульдиков
Jul. 30th, 2015 06:28 am (UTC)
Спорить о том, чего никто не знает? Как там крестили, кого, сколько людишек окрестили до самой смерти и отправили в жизнь вечную, кто посчитает? Правду, кто и знает, то никогда не скажет. Также и со всеми остальными героическими и просто событиями. Правды никто не знает. Как, воевали, сколько сгинуло. Да и плевать, и наше имя сгинет и распылится. Хотя, допускаю и соглашусь, возможно именно Ваше имя будет вечно сиять в веках и во все времена.
muennich
Jul. 30th, 2015 07:20 am (UTC)
Исторический нигилизм - лучшее оправдание для тех, кто не желает знать историю. Но все не так плохо, как вам думается. Историческая наука потихоньку себе развивается, знания накапливаются, методы множатся и совершенствуются, так что кое-что мы уже знаем, а в будущем узнаем еще больше
(no subject) - Gabi K. - Jul. 30th, 2015 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - Николай Шульдиков - Jul. 30th, 2015 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - Gabi K. - Jul. 30th, 2015 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - Николай Шульдиков - Jul. 30th, 2015 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Николай Шульдиков - Jul. 30th, 2015 10:38 am (UTC) - Expand
windava7
Jul. 30th, 2015 06:45 am (UTC)
круто а теперь толкни речь про жидоско христианскую кроваую жатву, крестоые походы, инкизиция, сотрудничество с фашистами.
muennich
Jul. 30th, 2015 07:52 am (UTC)
Всякое бывало, но тогда, в X веке выбор Владимира был гуманным и просвещенным.
alexzgr1970
Jul. 30th, 2015 06:54 am (UTC)
Продолжаю отвечать (точнее цитирую уже существующий ответ):
"Вопрос:
очень давно волнует вот какой вопрос: почему в православии прихожан (при совершении таинств, обрядов, молитв) именуют "раб Божий", а в католицизме "сын Божий"?

Диана

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Утверждение это не соответствует действительности. Католики в молитвах также называют себя рабами Божиими. Обратимся к главной службе католиков – Мессе. «Священник, сняв покров с чаши, возносит хлеб на дискосе, говоря: Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую я недостойный раб Твой приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших». С началом Евхаристической молитвы (I) священник просит о живых: «Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих…. всех присутствующих, вера которых Тебе известна и благочестие которых Тебе ведомы…». Во время канона Литургии священник произносит: «Посему и мы, Господи, рабы Твои и народ Твой святой, памятуя благословенное Страдание и Воскресение от преисподних и славное на небо Вознесение Того же Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приносим преславному Величеству Твоему от Твоих благ и даров…». Во время поминовения усопших произносится молитва: «Помяни еще, Господи, рабов и рабынь Твоих…, которые предварили нас со знамением веры и почивают сном мира». В продолжении молитвы за усопших священник говорит: «И нам грешным рабам Твоим, уповающим на обилие милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и Мучениками, с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавою, Игнатием, Александром, Марцелином, Петром, Фелицитатою, Перпетуею, Агафиею, Луциею, Агнессою, Цецилиею, Анастасиею и всеми святыми Твоими, в сообщество которых приими нас…». В латинском тексте стоит существительное famulus (раб, слуга).

Наше духовное сознание должно быть очищенным от мирских представлений. Мы не должны понятия, заимствованные из области юридических и социальных отношений, применять к высшей реальности, в которой действуют иные начала и законы. Бог хочет всех привести к вечной жизни. Человек, имеющий поврежденную грехом природу, чтобы обрести блаженство в Царстве Небесном, должен не только верить в Бога, но и всецело следовать всеблагой воле Господа. Священное Писание человека, который совлекся своей греховной воли и предал себя спасительной воле Господа, называет «рабом Божиим». Это очень почетное звание. В библейских священных текстах слова «раб Господень» применяются в первую очередь к Мессии-Христу, Сыну Божию, Который до конца исполнил волю пославшего Его Отца. Мессия говорит через пророка Исаию: «Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:16). В Новом Завете апостол Павел говорит о Спасителе: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:7-9). Пресвятая Дева Мария говорит о Себе: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Кого еще Слово Божие называет «рабом Божиим»? Великих праведников: Авраама (Быт.26:24), Моисея (1Пар.6:49), Давида (2Цар.7:8). Св. апостолы применяют к себе это звание: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак.1:1), «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2 Петр.1:1), «Иуда, раб Иисуса Христа» (Иуд.1:1), «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (1:1). Право называться рабом Божиим надо заслужить. Многие ли могут с чистой совестью сказать о себе, что они - рабы Божии и не являются рабами своих страстей, рабами греха"?

http://www.pravoslavie.ru/answers/6436.htm



tranchelin
Aug. 7th, 2015 10:23 am (UTC)
Типичный пример мистического толкования, когда простые и ясные вещи замыливаются до полной противоположности. В римское время раб был именно вещью, только говорящей. И быть рабом было весьма неприлично. Так что рабы божьи - имелись в виду как раз такие рабы. Без всяких мерехрюндий. Как говорилось позднее и несколько по другому поводу "мюрид в руках пира должен быть подобен трупу в руках обмывальщика"
alanwitjas
Jul. 30th, 2015 06:59 am (UTC)
Римляне приняли христианство - и вскоре рухнула империя.
Скандинавов покрестили - и слава викингов осталась лишь в воспоминаниях.
После охристианивания Руси ярым язычником Владимиром не было больше героев, подобных Святославу Игоревичу.
Наверняка, если повспоминать, то и другие примеры найти можно будет.
Тенденция, однако.
alexzgr1970
Jul. 30th, 2015 07:08 am (UTC)
Рухнула Западная римская империя . Восточная(Византия) просуществовала до 14 го века .Племянница последнего византийского императора(своих детей у него не было)вышла замуж за Ивана 3 .Так что Россия -наследница Византии.
(no subject) - alanwitjas - Jul. 30th, 2015 07:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexzgr1970 - Jul. 30th, 2015 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexzgr1970 - Jul. 30th, 2015 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexzgr1970 - Aug. 7th, 2015 01:35 pm (UTC) - Expand
edgun67
Jul. 30th, 2015 07:03 am (UTC)
Для меня христианство религия рабов, близко даже стоять не хочу.
muennich
Jul. 30th, 2015 08:05 am (UTC)
Это вы с исламом еще не познакомились поближе.
(Deleted comment)
(no subject) - edgun67 - Jul. 30th, 2015 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 10:07 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 10:04 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 12:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 12:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 01:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 30th, 2015 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oslobyk - Jul. 31st, 2015 04:50 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Suspicious comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
poruchik_sr
Jul. 30th, 2015 07:06 am (UTC)
Все как всегда. Вместо того, чтобы принять католическую веру, отвечавшую тогда духу времени, приволокли воняющий нафталином и расползающийся по швам тулуп Византии. До сих пор воняет.
muennich
Jul. 30th, 2015 07:58 am (UTC)
У вас слишком упрощенный взгляд на историю. Духу времени тогда отвечала как раз Византия, после побед Цимисхия и Василия 2 восстановшая свою гегемонию на Балканах в Восточном Средиземноморье. Отставание Византии началось много позже.
Кстати, формально на момент крещения Владимира церковного разделения не было.
(Deleted comment)
muennich
Jul. 30th, 2015 08:00 am (UTC)
Вы так часто под кем-то прогибаетесь, что свято уверены, будто и другие люди такие как вы. Я, в отличие от вас, человек чести и ни одной строки никогда в жизни не писал по чьему-то либо заказу.
(Deleted comment)
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 08:32 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
muennich
Jul. 30th, 2015 08:02 am (UTC)
О, вот и толстый-претолстый провокатор проснулся. Поздно, спи дальше
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 08:14 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
muennich
Jul. 30th, 2015 08:16 pm (UTC)
Дебилам - конечно
(no subject) - teniente_rey - Jul. 30th, 2015 07:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - teniente_rey - Jul. 30th, 2015 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - muennich - Jul. 30th, 2015 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexzgr1970 - Aug. 7th, 2015 01:38 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 128 comments — Leave a comment )